Код для блогов

Полная цитата для сайтов и блогов:

Ссылка с анонсом для блога:

Ссылка для форума:

Постоянная ссылка:



Результат

Настоящее кино

Первый после Бога | Капитан

«Первый после Бога» оказался едва ли ни единственным полнометражным кинопроектом, посвященным подвигу советского народа в Великой отечественной войне, который выходит на экраны в год 60-летия Победы. Это история о капитане Северного флота, в которой легко угадывается судьба Александра Маринеско, названного Гитлером его личным «врагом номер один».

О том, что главный герой списан с командира подводной лодки «С-13», капитана 3-го ранга Александра Ивановича Маринеско, создатели картины упоминать не забывают, но настаивают, что он стал только прототипом. Ведь не биографическую картину делали, а полотно о героях, защитниках Родины. Зачастую безымянных.

Александр Маринеско, командуя подводной лодкой, в районе Данцигской бухты 30 января 1945 года потопил немецкий суперлайнер «Вильгельм Густлов», на борту которого было свыше пяти тысяч солдат и офицеров нацистской армии. А спустя десять дней отправил на дно вспомогательный крейсер «Генерал фон Штойбен», погубив еще три тысячи человек. Но награжден за подвиг не был.

Причиной тому – инцидент, произошедший в 1944 году в гостинице финского города Турку и страшно разозливший командование. Маринеско и начальник плавбазы «Смольный» Лобанов загуляли в ресторане на иностранной территории. Командование прознало о самовольной отлучке офицеров и прислало к ним посыльного. Но, повинуясь пожеланию приглянувшейся ему хозяйки гостиницы, Маринеско в грубой форме отправил посильного восвояси и до утра удалился со своей спутницей в номер. В итоге Лобанов оказался на передовой, а Маринеско ушел в поход с напутствием без победы не возвращаться. Он не понес наказания, поскольку заменить его было некем. Однако вернувшись в порт после потопления двух германских лайнеров, вместо Звезды Героя получил лишь орден Красного Знамени – из победы вычли провинность в гостинице.

Лодка не удостоилась звания гвардейской (только краснознаменной), экипаж не был награжден по заслугам. За своенравие Маринеско разжаловали, а позднее дважды осудили по довольно спорным обвинениям, что надолго вычеркнуло его из книги почета советского Военно-морского флота. Не в последнюю очередь пропаганда умалчивала о его заслугах по причине дворянского происхождения, а звание Героя Советского Союза он получил посмертно только в 1990 году – единственный, кто удостоившийся этой награды за заслуги в Великой Отечественной войне после 1960 года. Впрочем, таких героев было много, а Маринеско вошел в историю благодаря подвигу в бухте близ Гдыни.

Основная часть съемок фильма проходила в Мурманске и городе Полярный. В специальном ангаре построили интерьер, а макет весом в 17 тонн разместили на субмарине «Вологда». Изготовили его плавмастерские Кольской флотилии по эскизам художника, сделанным по чертежам местного музея. Приварили на славу – с тем чтобы лодка и в море выйти могла, и небольшой шторм выдержать, и пушка 1944 года, размещенная на ней, стреляла.

«Все приборы в интерьере подводной лодки были настоящие. Мы их по всему Кольскому полуострову собирали, – говорит режиссер картины Василий Чигинский. – Было сделано все возможное и невозможное, чтобы создать абсолютно реальную картину. Тщательно, до мельчайших деталей выверялась одежда героев – форма военных моряков того времени».

«Мы все не просто работали – мы жили этим фильмом! Но были и те, кто мешали картине появиться на свет, – рассказывает продюсер ленты Михаил Калатозов. – Мы рассчитывали снять главные сцены боев в августе-сентябре. Командующий Кольской флотилией Высоцкий обещал: «Мы вас на руках носить будем. Ведь вы про нас, про флот снимаете». Но на нашу беду к началу съемок Высоцкий получил назначение с повышением, и нам предстояло иметь дело с Русаковым, перед должностью которого стояла одна маленькая приставка – «и.о.», то есть «исполняющий обязанности». И в голове у него была одна идея – эту приставку убрать. В этом он, безусловно, преуспел. Русаков понимал, что каждый выход в море кого бы то ни было сопряжен с риском – что-то может произойти. Поэтому решил буквально привязать корабли. Этот человек сделал все, чтобы в море мы не вышли.

Так мы потеряли полтора месяца, за которые не сняли ни одной морской сцены, а за простой дорогостоящей техники заплатили. Морские сцены нам удалось снять только в ноябре. В это время в этих краях Полярная ночь. Световой день около двух часов. У нас не было права на ошибку. Но Провидение помогло нам, и на какое-то время с моря ушли ветер и шторм. И мы снимали. Температура воздуха была –25 и ниже. Боялись, что кто-то упадет за борт – человек не живет в такой холодной воде больше двух минут. Нам помогали спасатели, моряки противодиверсионных сил в специальных гидрокостюмах. Эти ребята сохранили дееспособность и дисциплину – настоящие военные. Мы много снимали с вертолета. И был с нами пилот, сорвиголова, бывший афганец. При необходимости он сажал вертолет на скалы. Ураганный ветер, прибои, волны снимал. Он мог все!»

Спецэффектами для картины занялась уфимская студия «Муха». На их счету работа над фильмом «День хомячка», создание видеоклипов для групп «Алиса», «Глюкоза», «Total» и серии роликов «Буратило» для канала MTV. В «Первом после Бога» помимо превращения бороздящих акваторию современных судов в миноносцы и эсминцы времен Второй мировой стояла задача создания «трехмерной воды». Балтийское море должно было выглядеть реалистично – как на поверхности, так и под водой, – чтобы динамика походила на настоящую: пенный след от перископа, буруны от торпед и брызги от идущей лодки. Подводные съемки субмарины, пуски торпед, подводные взрывы… Создавать все это средствами компьютерной графики – единственный способ продемонстрировать на экране.

Зрительский интерес к тематике подводных сражений, вспыхнувший в связи с трагедией на атомоходе «Курск», за минувшие годы не угас, доказательством чему – успешно прошедший в прокате фильм Владимира Хотиненко «72 метра». К тому же масштабное кино о временах Великой Отечественной после «Звезды» не снимали.

Осень получилась в российском прокате богатым на военные фильмы – вслед за «9 ротой» на экраны выходит «Первый после Бога». И кто победит в этом состязании, будет решать зритель.

// Настоящее кино



Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.