Утвержденные на должность режиссеров Сергей Винокуров («Упырь») и Максим Пежемский («Мама, не горюй!») трактовали фильм любовной историей со сверхъестественным акцентом и реалиями современной Москвы: и взрыву на Пушкинской, и затонувшей подводной лодке, и горящей телебашне – всему в «Ночном дозоре» было объяснение: вампиры. Сценарий проекта, озаглавленного «Москва вампирская», был заказан Константину Мурзенко и Ринате Литвиновой, а кастинг на киностудии им. Горького намечен на символичную дату – пятницу, 13 октября 2000 года.
Вскоре рукопись была готова, но конечный результат заставил шевелиться волосы на затылке автора книги: Москва населена вампирами, давно адаптировавшимися к жизни среди людей. Они живут с нами по соседству, ходят на работу, ездят в общественном транспорте и мирно посасывают кровь из фляжек. Но иногда им удается получить лицензию на убийство человека. Так и произошло с одним молодым упырем, в жертву которому была определена Лариса, работавшая продавщицей в мясном отделе. Ее жизнь была пуста и неинтересна, но знакомство с красивым парнем преобразило девушку. И случилось невозможное: вампир влюбился. Вообще-то немертвым чужды человеческие чувства, но открывшаяся над Москвой дыра в инфернальный мир сделала невозможное возможным.
Оператор Михаил Кричман – специалист по цифровым технологиям – представлял себе видеоряд фильма в зелено-серых тонах. Вампиры планировались к появлению на экране без картонных клыков, а их укусы должны были оставлять на героях не раны, а кровоподтеки. Стоит ли говорить, что сценарий имел мало связи с первоисточником. «Один из вариантов ужаснул меня, там было столько «чернухи»! В одной из сцен торговцы наркотиками продавали вампирам кровь девственницы, только что убитой, – что-то в таком роде... Пришлось самому писать сценарий, а это довольно сложная работа, другое искусство», – вспоминал потом Сергей Лукьяненко.
Первый блокбастерный
Проект был заморожен, а вскоре права на экранизацию романа выкупил у «Полигона» Первый телеканал (тогда еще ОРТ). Нельзя сказать, что смена хозяина сильно сыграла на руку «Дозору» – конечно, сценарием теперь занимался лично Лукьяненко, но постановка планировалась в формате телесериала, а небольшой бюджет, определенный под нее, исключал продвинутые спецэффекты. Более того, на одном из этапов pre-production трудности с финансированием достигли такого уровня, что «НТВ-Профит» (ныне продюсерская фирма Игоря Толстунова) активно интересовался приобретением прав на проект.
Впрочем, денежный вопрос был быстро урегулирован, а Первый сделал ставку на перспективу, заказав Лукьяненко сценарий еще восьми часовых серий («Ночной дозор» планировалось уложить в четыре). По производственному плану окончание съемок ожидалось летом 2003 года, а премьера намечалась на Рождество. Но то ли Константин Эрнст почувствовал в наполовину готовом материале золотую жилу, то ли на принятие решения повлиял изменившийся климат на кинопрокатном рынке – «Ночной дозор» было решено превратить в полнометражный фильм. Отснятого материала хватало на целых две картины, поэтому, остановив съемки, Первый занялся шлифовкой визуального ряда.
Для создания революционных (по крайней мере в отечественной практике) эффектов были наняты четыре компании: студия компьютерной графики Базелевс, Dr. Picture Studios, ORT-Design и питерцы Post-Production. Один только дизайн-документ, описывавший мельчайшие детали сумеречного пространства, занимал 30 страниц. Основной сложностью в работе над фильмом было практически полное отсутствие опыта в постановках подобного масштаба. Вскоре над «Дозором» трудились все лучшие кадры страны, но даже этих человекоресурсов было недостаточно. В конечном итоге в работе было задействовано более пятнадцати различных студий Москвы, Петербурга и Киева, координировавшихся единым центром.
Компьютерная составляющая картины равнялась 400 планам. Конечно, часть из них заключалась в косметическом вмешательстве – вытирании тросов, заполнении хромокея, но ведь имела место и персонажная анимация. Общая продолжительность кадров с эффектами составляла восемьдесят минут – немалая цифра даже для голливудского кино! Конечное сведение фильма было решено производить в Лос-Анджелесе – на родине необходимой технической базы попросту не было. К слову, итоговый файл с графикой получился настолько большим, что его трансфер по Интернету занял около шести часов, притом что один из крупнейших отечественных провайдеров освободил для кинематографистов практически весь свой канал.
Дозор триумфальный
Первая черновая копия «Ночного дозора» была явлена публике в феврале 2004 года на «Росконе» – ежегодной фантастической конвенции, проходящей в подмосковном Троицке. Картина не только знакомила зрителей с сюжетом, подвергшимся ряду незначительных изменений, но и с набросками будущих эффектов. Отзывы, поступившие с показа, были довольно критичными: отмечались недостаточный размах постановки и серьезные расхождения с книгой; но не стоит забывать, что лента демонстрировалась рьяным поклонникам фантастики, каждое слово в прозе Лукьяненко для которых было священным.
Еще один скрининг состоялся на кинорынке в Сочи летом 2003 года, но для него был смонтирован лишь небольшой фрагмент с самыми зрелищными сценами. Наконец, из Лос-Анджелеса был украден шестнадцатиминутный отрывок с непроработанными текстурами и отсутствующим в начале звуком, даровавший заинтригованной публике возможность увидеть все своими глазами. Ажиотаж вокруг фильма достиг своего апогея, но главный вопрос до сих пор не был решен: кому из отечественных дистрибьюторов предстоит заниматься кинопрокатом ленты.
В борьбе за это право победила компания «Гемини Фильм Интернациональ», известная на отечественном кинорынке как дистрибьютор продукции голливудских студий 20th Century Fox и MGM. Незадолго до принятия решения о передаче прав на дистрибуцию «Гемини Фильм» с большим успехом осуществила проект другой картины, произведенной при содействии Первого канала, – «72 метра». Это и сыграло решающую роль.
К тому моменту «Дозор» рассматривался главным кинособытием года, поэтому абсолютно закономерно лента стала фильмом закрытия XXVI Московского международного кинофестиваля. Широкий прокат начался 7 июля, и кривая успеха поднималась с каждым днем все выше и выше. Ни один выпуск новостей на Первом канале не обходился без отчета о триумфе картины, сарафанное радио влекло в кинотеатры все новых и новых зрителей, но даже по самым оптимистичным прогнозам никто не мог предположить, что лента станет лидером отечественного кинопроката, обойдя по кассовым показателям самого «Властелина колец».
Дозор голливудский
Именно это обстоятельство и обратило внимание Голливуда на российский феномен. Западные новостные сайты недоумевали – что же это за фильм, что сумел обойти по сборам «Властелина колец» и «Человека-Паука»?! Самые нетерпеливые с помощью друзей обзавелись пиратскими дисками с «Дозором» и рассыпались в хвалебных эпиграммах. Даже киноманский портал № 1 в мире – «Ain’t it cool News» – писал, что блокбастер из России превосходит «Матрицу: перезагрузку», – а это чего-то да стоит.
Голливудские мейджоры начали переговоры с Первым каналом о приобретении прав на американский прокат ленты, итогом которых стало соглашение с 20th Century Fox. Студия обязывалась не только показать две части «Ночного дозора» американскому зрителю, но и создать совместный российско-американский римейк с ориентировочным бюджетом в 50 миллионов долларов. Вскоре стало известно, что его режиссером будет Тимур Бекмамбетов, а на встрече с представителями FOX упоминалось имя Бреда Питта.
Тем временем в стане «Дозора» российского творилось что-то непонятное. Первоначально заявленная на осень 2004 года премьера «Ночного дозора 2», с легкой руки одного из отечественных киносайтов названного «Дневным дозором» (путаница с названиями разрешилась совсем недавно), перенеслась сперва на январь 2005, затем – на февраль, а после – и вовсе на сентябрь. Причины назывались самые разные – от доработки эффектов до полного перемонтажа и пересъемок. Верным оказалось последнее. Поговаривали даже, что «Дозор 2» совместит в себе сюжетные линии второй и третьей новелл романа, но сенсационное заявление Сергея Лукьяненко расставило все по своим местам.
Итак, «Ночной дозор 2» продолжит хронологию событий, а третий фильм серии, сценарий которого напишет Лукьяненко, будет снят уже совместно с Голливудом. Более того, мировая премьера первой картины ожидается 3 июня с одновременным повторным выпуском ленты в отечественный прокат. В поддержку третьего «Дозора» планируется мировой релиз саундтрека и одноименной игры на базе приставки Sony Playstation II. Наконец, пока верстался номер, на официальном сайте картины появилась информация о том, что «Ночной дозор» станет фильмом закрытия Берлинского кинофестиваля.
Что касается прочих произведений Лукьяненко, то еще в январе 2003 года автор сообщил о покупке Первым каналом прав на экранизацию «Лабиринта отражений». Тогда же компанией «Дом-фильм» были приобретены права на «Осенние визиты» и «Спектр», а «Новый русский сериал» запланировали поставить на своей базе повесть «Рыцари сорока островов», «Не время для драконов» (создано совместно с Ником Перумовым) и «Геном». А это, стало быть, значит, что отечественная кинофантастика, рожденная в экранизации Жюля Верна «Путешествие на Луну» Владислава Старевича в 1912 году, переживает свое долгожданное возрождение. Выходит из сумрака. Вместе с ней обретает солидный статус в глазах всего мира и отечественный кинематограф. А ведь начиналось все с крови девственницы в пятницу, 13-го.
// <a href="http://www.filmz.ru/"> Настоящее кино</a> </blockquote>
Путь к экранизации первой книги трилогии «Дозор» Сергея Лукьяненко был тернист. Пожалуй, дольше приходилось ждать лишь выхода на экраны постановки «Мастера и Маргариты». Первые сведения о киноверсии «Ночного дозора» появились еще в конце 2000 года, но до выхода на экраны этот фильм добрался в сильно измененном виде, да и создала его совсем другая команда. Единственное, что осталось неизменным, – это история о противостоянии сил Светлых и сил Темных. О живущих в нашем мире магах, вампирах и оборотнях. А ведь начиналось все с крови девственницы в пятницу, 13-го.
Россия кинематографическая
На первом этапе производства ленты, который занял более двух лет от подписания контракта и первого сценария до выхода на экраны первого фильма, развитие отечественного кинопроката шло семимильными шагами. Если еще в 2001 году выпуск картины на экраны кинотеатров был скорее авантюрой (притом что на «Мосфильме» в тот год снималось около ста лент), то к концу 2003 года касса кинопроката в России приблизилась к отметке 200 000 миллионов долларов. Проекты отечественного производства при качественно проведенной рекламной кампании стали собирать весомую кассу. Тому, что новые российские фильмы не возвращали деньги в кинопрокате, причины были. Существовавшая до конца 2002 года поправка к закону о кино делала производство кинофильмов способом отмывания денег. Последующий прокат в те годы мало кого интересовал. Да и тех, кто рисковал выпускать ленты в кинотеатры, с распростертыми объятиями ждали пираты – редкие хорошие фильмы спросом пользовались всегда.
Но картина интереса к отечественной кинопродукции стала меняться. И если в начале 2003 года рекордсменами среди фильмов российского производства становились картины, касса которых превышала миллион долларов, то уже к концу этого года достижимым пределом стали 3–4 миллиона. А это уже шло в сравнение с блокбастерами американского производства.
Москва вампирская
Разговоры о постановке «Ночного дозора» начались в конце 2000 года с покупки прав на экранизацию производственной компанией «Полигон», за год до того успешно выступившей с армейской комедией «ДМБ». Книгу Лукьяненко продюсеру Виктору Алисову подсунул Евгений Федоров (Tequilajazzz), он же был немедленно назначен саунд-продюсером картины. «Она всем понравилась, – рассказывал Алисов в интервью, – даже Марине Аркадьевне, пенсионерке «Мосфильма», которая еще с Гайдаем фильмы снимала, а сейчас у нас работает».
Утвержденные на должность режиссеров Сергей Винокуров («Упырь») и Максим Пежемский («Мама, не горюй!») трактовали фильм любовной историей со сверхъестественным акцентом и реалиями современной Москвы: и взрыву на Пушкинской, и затонувшей подводной лодке, и горящей телебашне – всему в «Ночном дозоре» было объяснение: вампиры. Сценарий проекта, озаглавленного «Москва вампирская», был заказан Константину Мурзенко и Ринате Литвиновой, а кастинг на киностудии им. Горького намечен на символичную дату – пятницу, 13 октября 2000 года.
Вскоре рукопись была готова, но конечный результат заставил шевелиться волосы на затылке автора книги: Москва населена вампирами, давно адаптировавшимися к жизни среди людей. Они живут с нами по соседству, ходят на работу, ездят в общественном транспорте и мирно посасывают кровь из фляжек. Но иногда им удается получить лицензию на убийство человека. Так и произошло с одним молодым упырем, в жертву которому была определена Лариса, работавшая продавщицей в мясном отделе. Ее жизнь была пуста и неинтересна, но знакомство с красивым парнем преобразило девушку. И случилось невозможное: вампир влюбился. Вообще-то немертвым чужды человеческие чувства, но открывшаяся над Москвой дыра в инфернальный мир сделала невозможное возможным.
Оператор Михаил Кричман – специалист по цифровым технологиям – представлял себе видеоряд фильма в зелено-серых тонах. Вампиры планировались к появлению на экране без картонных клыков, а их укусы должны были оставлять на героях не раны, а кровоподтеки. Стоит ли говорить, что сценарий имел мало связи с первоисточником. «Один из вариантов ужаснул меня, там было столько «чернухи»! В одной из сцен торговцы наркотиками продавали вампирам кровь девственницы, только что убитой, – что-то в таком роде... Пришлось самому писать сценарий, а это довольно сложная работа, другое искусство», – вспоминал потом Сергей Лукьяненко.
Первый блокбастерный
Проект был заморожен, а вскоре права на экранизацию романа выкупил у «Полигона» Первый телеканал (тогда еще ОРТ). Нельзя сказать, что смена хозяина сильно сыграла на руку «Дозору» – конечно, сценарием теперь занимался лично Лукьяненко, но постановка планировалась в формате телесериала, а небольшой бюджет, определенный под нее, исключал продвинутые спецэффекты. Более того, на одном из этапов pre-production трудности с финансированием достигли такого уровня, что «НТВ-Профит» (ныне продюсерская фирма Игоря Толстунова) активно интересовался приобретением прав на проект.
Впрочем, денежный вопрос был быстро урегулирован, а Первый сделал ставку на перспективу, заказав Лукьяненко сценарий еще восьми часовых серий («Ночной дозор» планировалось уложить в четыре). По производственному плану окончание съемок ожидалось летом 2003 года, а премьера намечалась на Рождество. Но то ли Константин Эрнст почувствовал в наполовину готовом материале золотую жилу, то ли на принятие решения повлиял изменившийся климат на кинопрокатном рынке – «Ночной дозор» было решено превратить в полнометражный фильм. Отснятого материала хватало на целых две картины, поэтому, остановив съемки, Первый занялся шлифовкой визуального ряда.
Для создания революционных (по крайней мере в отечественной практике) эффектов были наняты четыре компании: студия компьютерной графики Базелевс, Dr. Picture Studios, ORT-Design и питерцы Post-Production. Один только дизайн-документ, описывавший мельчайшие детали сумеречного пространства, занимал 30 страниц. Основной сложностью в работе над фильмом было практически полное отсутствие опыта в постановках подобного масштаба. Вскоре над «Дозором» трудились все лучшие кадры страны, но даже этих человекоресурсов было недостаточно. В конечном итоге в работе было задействовано более пятнадцати различных студий Москвы, Петербурга и Киева, координировавшихся единым центром.
Компьютерная составляющая картины равнялась 400 планам. Конечно, часть из них заключалась в косметическом вмешательстве – вытирании тросов, заполнении хромокея, но ведь имела место и персонажная анимация. Общая продолжительность кадров с эффектами составляла восемьдесят минут – немалая цифра даже для голливудского кино! Конечное сведение фильма было решено производить в Лос-Анджелесе – на родине необходимой технической базы попросту не было. К слову, итоговый файл с графикой получился настолько большим, что его трансфер по Интернету занял около шести часов, притом что один из крупнейших отечественных провайдеров освободил для кинематографистов практически весь свой канал.
Дозор триумфальный
Первая черновая копия «Ночного дозора» была явлена публике в феврале 2004 года на «Росконе» – ежегодной фантастической конвенции, проходящей в подмосковном Троицке. Картина не только знакомила зрителей с сюжетом, подвергшимся ряду незначительных изменений, но и с набросками будущих эффектов. Отзывы, поступившие с показа, были довольно критичными: отмечались недостаточный размах постановки и серьезные расхождения с книгой; но не стоит забывать, что лента демонстрировалась рьяным поклонникам фантастики, каждое слово в прозе Лукьяненко для которых было священным.
Еще один скрининг состоялся на кинорынке в Сочи летом 2003 года, но для него был смонтирован лишь небольшой фрагмент с самыми зрелищными сценами. Наконец, из Лос-Анджелеса был украден шестнадцатиминутный отрывок с непроработанными текстурами и отсутствующим в начале звуком, даровавший заинтригованной публике возможность увидеть все своими глазами. Ажиотаж вокруг фильма достиг своего апогея, но главный вопрос до сих пор не был решен: кому из отечественных дистрибьюторов предстоит заниматься кинопрокатом ленты.
В борьбе за это право победила компания «Гемини Фильм Интернациональ», известная на отечественном кинорынке как дистрибьютор продукции голливудских студий 20th Century Fox и MGM. Незадолго до принятия решения о передаче прав на дистрибуцию «Гемини Фильм» с большим успехом осуществила проект другой картины, произведенной при содействии Первого канала, – «72 метра». Это и сыграло решающую роль.
К тому моменту «Дозор» рассматривался главным кинособытием года, поэтому абсолютно закономерно лента стала фильмом закрытия XXVI Московского международного кинофестиваля. Широкий прокат начался 7 июля, и кривая успеха поднималась с каждым днем все выше и выше. Ни один выпуск новостей на Первом канале не обходился без отчета о триумфе картины, сарафанное радио влекло в кинотеатры все новых и новых зрителей, но даже по самым оптимистичным прогнозам никто не мог предположить, что лента станет лидером отечественного кинопроката, обойдя по кассовым показателям самого «Властелина колец».
Дозор голливудский
Именно это обстоятельство и обратило внимание Голливуда на российский феномен. Западные новостные сайты недоумевали – что же это за фильм, что сумел обойти по сборам «Властелина колец» и «Человека-Паука»?! Самые нетерпеливые с помощью друзей обзавелись пиратскими дисками с «Дозором» и рассыпались в хвалебных эпиграммах. Даже киноманский портал № 1 в мире – «Ain’t it cool News» – писал, что блокбастер из России превосходит «Матрицу: перезагрузку», – а это чего-то да стоит.
Голливудские мейджоры начали переговоры с Первым каналом о приобретении прав на американский прокат ленты, итогом которых стало соглашение с 20th Century Fox. Студия обязывалась не только показать две части «Ночного дозора» американскому зрителю, но и создать совместный российско-американский римейк с ориентировочным бюджетом в 50 миллионов долларов. Вскоре стало известно, что его режиссером будет Тимур Бекмамбетов, а на встрече с представителями FOX упоминалось имя Бреда Питта.
Тем временем в стане «Дозора» российского творилось что-то непонятное. Первоначально заявленная на осень 2004 года премьера «Ночного дозора 2», с легкой руки одного из отечественных киносайтов названного «Дневным дозором» (путаница с названиями разрешилась совсем недавно), перенеслась сперва на январь 2005, затем – на февраль, а после – и вовсе на сентябрь. Причины назывались самые разные – от доработки эффектов до полного перемонтажа и пересъемок. Верным оказалось последнее. Поговаривали даже, что «Дозор 2» совместит в себе сюжетные линии второй и третьей новелл романа, но сенсационное заявление Сергея Лукьяненко расставило все по своим местам.
Итак, «Ночной дозор 2» продолжит хронологию событий, а третий фильм серии, сценарий которого напишет Лукьяненко, будет снят уже совместно с Голливудом. Более того, мировая премьера первой картины ожидается 3 июня с одновременным повторным выпуском ленты в отечественный прокат. В поддержку третьего «Дозора» планируется мировой релиз саундтрека и одноименной игры на базе приставки Sony Playstation II. Наконец, пока верстался номер, на официальном сайте картины появилась информация о том, что «Ночной дозор» станет фильмом закрытия Берлинского кинофестиваля.
Что касается прочих произведений Лукьяненко, то еще в январе 2003 года автор сообщил о покупке Первым каналом прав на экранизацию «Лабиринта отражений». Тогда же компанией «Дом-фильм» были приобретены права на «Осенние визиты» и «Спектр», а «Новый русский сериал» запланировали поставить на своей базе повесть «Рыцари сорока островов», «Не время для драконов» (создано совместно с Ником Перумовым) и «Геном». А это, стало быть, значит, что отечественная кинофантастика, рожденная в экранизации Жюля Верна «Путешествие на Луну» Владислава Старевича в 1912 году, переживает свое долгожданное возрождение. Выходит из сумрака. Вместе с ней обретает солидный статус в глазах всего мира и отечественный кинематограф. А ведь начиналось все с крови девственницы в пятницу, 13-го.