Катерина и Фабрицо страдают проблемами с психикой. Правда, Фабрицио, помимо редкой формы аутизма, еще и обладатель степени по математике и богато обставленной квартиры, а Катерина – всего лишь бездомная юродивая, блуждающая по улицам Турина. Но у Катерины есть жар страсти, заставляющий ее буквально приступом брать дом любимого профессора. А у Фабрицио есть лед страха, внушающий ему полностью отказаться от проявлений чувств, чужих и собственных. Возможна ли любовь между этими странными людьми, отторгнутыми обществом? Способен ли пламень растопить лед?«Не свет, но покой»
«Лед и пламень» - психиатрическая поэма или поэтическая психиатрия, как вам больше нравится. Классикой подобного жанра можно назвать и «Танцующую в темноте» Триера, и «Прерванную жизнь» Мэнголда, и «Прирожденных убийц» Стоуна, и «Человека дождя»… Тема сумасшествия и его взаимодействия с реальным миром, когда ущербен часто оказывается последний, поднималась уже неоднократно. Ценителям жанра будет приятно узнать, что итальянский режиссер Умберто Марино раскрывает ее заново, и не хуже своих великих предшественников.
Фильм Марино полон яростных итальянских красок и очень эмоционален. По началу даже нервируют беспрерывные вопли Катерины, которая попросту не умеет иначе выражать свои чувства. Но постепенно, когда лед и пламень начинают приходить в гармонию, криков становится меньше и звучат они гораздо осмысленнее. Марино перенес акцент с традиционного столкновения сумасшедшего с миром нормальных людей на отношения двух сумасшедших. Он показал их темные грезы (подобные эпизоды сняты в духе Дали и Магритта, как в «Завороженном» Хичкока), переплел их между собой, а во главе угла поставил любовь, которая здесь превосходит и болезнь и нормальность, и единственная – обладает целительной силой.
Помимо поэтических изысканий на тему искалеченной психики в картине присутствует и отчетливая идея, которую режиссер бережно проводит от первого до последнего кадра. Катерина (Донателла Финоччиаро) в фильме – носительница пламени и нарочно наделена чертами вакханки. Взять, например, кадры, когда она прижимается щекой к виноградным лозам, которые заплели садовую ограду, отделяющую девушку от возлюбленного. Кажется, что она разорвет любимого в клочья, стоит ей выпустить на свободу все буйство своей страсти. Профессор Фабрицио (Рауль Бова), в противоположность своей подруге, - явно служитель Аполлона. У него мания держать все в идеальном порядке, систематизировать, выстраивать последовательности. В его систему входит даже проститутка, навещающая профессора раз в две недели, а вот безумные выходки Катерины воспринимаются им как атаки хаоса. Режиссер показывает, как обжигается Фабрицио о безудержное пламя Катерины, и как умирает от холода Катерина в ледяной пещере своего друга.
Однако Марино великодушно дарит героям спасительный выход: их болезни постепенно нейтрализуют друг друга, огонь немного остывает, лед начинает таять. Путь любви героев лежит сквозь кошмары друг друга, сквозь кошмары, может быть несовместимые с жизнью. Но Фабрицио и Катерина отчаянно стремятся к спасению. Паломничество к Мадонне, с надеждой получить исцеление, результатов не приносит: возможно, это сумасшествие лишает их чистоты сердца. Но в конце концов, когда безумие снова готово поглотить обоих, наступает неожиданный катарсис.
Мораль фильма может быть озвучена цитатой из «Мастера и Маргариты»: «Он не заслужил свет. Он заслужил покой». Не рай, но освобождение от навязчивых кошмаров и тихий сон, со множеством цветов и девушек в нарядных платьях, - вот что ждет героев за кадром. А зрителя, в свою очередь, ждет утоленный на время душевный голод. Остается только узнать, что ждет на Кинофестивале саму картину…
// Настоящее кино