Быть как все – означает пить тот самый лимонад, носить именно эту модель джинсов, выбирать из всех – как раз вот ту белокурую девушку, Клэр. Но главное, это означает: выиграть в финале теле-игры «Как все», доказав, что ты с фантастической точностью определяешь общественное мнение по любым вопросам. Бедный Джалиль! Теперь ты самый ценный человек в государстве, особенно в преддверии президентских выборов. Ведь ты не просто заменяешь социологические опросы, ты предваряешь их!.. Так-то, Джалиль, ну посмотри: вся Франция выбирает тот же фильм, что и ты… Ты – настоящий клад, Джалиль, для нашего общества потребления, которое стремится захватить контроль надо всем. С твоей помощью оно может этого добиться.
«Show must go on!»
Французский Труман, бельгийский Буратино, оживший под умелыми руками режиссера Пьера-Поля Рендре, - вот кто этот Джалиль: простой парень с добрым круглым лицом (Халид Маадур). Когда однажды он с удивлением узнает, что его жизнь неделю снималась на скрытые камеры, Джалиль не произносит пафосных монологов о всеобщей фальши и не кидается с топором на ненавистные декорации. Немного подумав, он успешно договаривается с компанией, которая столь бесчестным образом использовала его в своих целях, и выпускает на телеэкраны сериал «Подопытный кролик», с собой в главной роли. Его лицемерная девушка – которая сначала морочила ему голову признаниями в любви, а потом терзала сердце признаниями в обмане, - эта девушка всенародно осмеяна и утверждена в статусе народной шлюхи. Но Джалилю и горя мало – он так увлечен подборкой новых моделей трусов и новых вкусов жвачек, что чувства временно отходят для него на второй план. А для Клэр – все наоборот. Начиная все отчетливей понимать, что бывшего «подопытного кролика» используют и дерут на части все, кому не лень, девушка в третий раз раскрывает ему глаза на жизнь. На этот раз – удачнее всего. В результате весь сложный план «организаторов потребления» идет насмарку – люди в государстве оказываются предоставлены сами себе в своем выборе, а Джалиль исчезает вместе с Клэр в неизвестном направлении. Но он не перестает оказывать какое-то сверхъестественное влияние на окружающих людей… Одно его движение – и вся Франция одновременно начнет целоваться. И уж
этому – никакие властные структуры помешать не могут.
Пьер-Поль Рендре развил идею Питера Уира из «Шоу Трумана» - жизнь человека была превращена в кино. Только на этот раз замысел еще более масштабный, чем создание он-лайнового сериала про человеческую жизнь «как она есть». Джалиль – отправная точка в сложной системе расчетов, позволяющих французскому правительству взять под контроль все – даже свободное мышление и выбор своих граждан. Эту серьезную и по сути антиутопическую идею Рендре облек в форму легкой комедии, не дающей зрителю даже при желании сильно перенапрягать мозги. В выборе жанра фильма заключался очередной pr-ход – признался на российской пресс-конференции режиссер картины. «Вы же знаете, комедии привлекают людей! Это значит, большее количество человек посмотрят мое кино. И всем им придется столкнуться с той важной идеей, которую я вложил в фильм», - сказал Рендре.
«Как все» - очень симпатичный, располагающий к себе фильм. Но его обаяние длиться только во время просмотра. Весь пафос основной мысли стирается из памяти почти мгновенно – этот фильм не рассчитан на то, чтобы совершать переворот в зрительском сознании. Возможно, из-за этого на конкурсе он меркнет рядом с более серьезными картинами. А выбирать между легкостью этого фильма и тяжелым драматизмом некоторых других участников конкурсной программы – предоставим жюри.