Амелина – жительница филиппинского городка, в котором правит унылая бедность. На время забывать о печальном положении вещей жителям помогает игра «джутенг». В эту местную разновидность лотереи втянуты все – от самого последнего горожанина до полицейских и даже правительства. Амелина, букмекер с 20-летним стажем, в любую погоду выходит из дома и бродит по лабиринту узких улочек, собирая у жителей городка их нищенские ставки. Все идет своим чередом: люди рождаются, женятся, болеют и умирают, все проходит, но игра «джутенг» - не исчезает, ведь это единственная надежда на недостижимое в реальности счастье.
«Следом за букмекером»
Филиппинский фильм, представленный на ММКФ – одна из самых неожиданных картин фестиваля. Можно было предположить, что речь в этом фильме будет идти о чем-то до невозможности узко национальном, к чему зритель имеет все шансы остаться равнодушен. Что касается режиссерских методов, то о них ничего нельзя было сказать заранее, так как понятие «филиппинское кино» - это что-то выходящее за рамки средней кинематографической образованности. Но каковы были результаты? Очень трудный для просмотра, тягучий, почти беспощадный фильм. Досмотреть его до конца можно разве что волевым усилием, но назвать эту картину слабой просто не повернется язык. А зрители могут разделиться на тех, кто прошел испытание, и тех, кого «Букмекер» раздавил, точно каток для укладки асфальта.
Джеффри Джетуриан снял свой фильм, не используя практически ничего кроме камеры, да и та – «с плеча». В картине отсутствует саундтрек, не видно признаков монтажа, актеры если и загримированы, то точно не для красоты. С одной стороны, это объяснимо с точки зрения положения филиппинского кинематографа вообще и бюджета «Букмекера» в частности. С другой стороны, «Букмекер» действительно подходит под манифест «Догмы-95», о чем заявлено даже в пресс-релизе. Сопоставляя эти два факта (бедственное положение филиппинского кино и близость «Догме»), можно предположить что одно в каком-то смысле следует из другого.
Одна из черт «Букмекера» - съемки, сохраняющие единство времени и места (мы наблюдаем за передвижениями героини, словно просто идем за ней следом). Характерно, что «Букмекер» сам по себе, уже как отснятый фильм, сохраняет единство еще и с временем и местом, в которые он был сделан. Это плод той действительности, из которой вышел режиссер, актеры, сам сюжет картины, с этой целью он и создавался. «Букмекер» далеко выходит за рамки искусства как такового, он - реплика Филиппин, адресованная всему миру. А значит, нет ничего удивительного в том, что Джеуриан не использует ни спецэффектов, ни музыки, ни игры со зрителем, ведь фильм этого не предполагает. Он говорят тяжело и серьезно о том, что требует именно такого выражения. «Букмекер», как и проект «Догма», игнорирует современные достижения кинематографа, направленные на развлечение зрителя. Кажется только, что мотивы так поступать у Триера и Джетуриана – совершенно разные (для первого это – протест, для второго – единственный адекватный, а потому заранее оправданный, способ выражения). Так что не странно, что во время пресс-конференции филиппинский режиссер так ни разу и не прореагировал на вопросы о связи его фильма с «Догмой». Видимо, у него были несколько иные задачи, чем следование Манифесту. Причем задачи, вызывающие как минимум уважение.