Два брата, Андреас и Нико, не виделись 10 лет. Но одно неожиданное происшествие заставило их встретиться и начать разговор. Этот разговор они и ведут в течение всего фильма, и так постепенно открывают за давней неприязнью – искреннюю братскую любовь.«Священник и полицейский»
Картина греческого режиссера Никоса Грамматикоса посвящена отношениям двух братьев, которых развели в разные стороны любовь и ревность, идейные разногласия и страх. Андреас – нечистый на руку полицейский, который изводит семью своими изменами и загулами, а только что в порыве ревности выстрелил в собственную жену. Теперь Андреас хочет бежать из страны и приходит за помощью к брату. Нико – священник, удалившийся от мирской жизни уже много лет назад. Он стремится к праведности и с осуждением смотрит на образ жизни брата, а за происшествие с женой – просто не может его простить. Братья вступают в диалог, конечная цель которого – пробудиться от длительного сна в плену гнева, ревности, презрения. В ходе разговора оба брата как будто меняются местами. Полицейский, обязанный строго хранить закон, оказывается более человеколюбивым, но и безответственным. А священник, от которого требуется христианская кротость, готов осудить брата, словно бы хранитель закона – он.
Пробуждение настанет тогда, когда каждый раскается в своих ошибках и сможет взглянуть на другого как на самого близкого человека в мире.
Сталкивая священника и полицейского в лице двух рассорившихся братьев, Грамматикус привносит в свой фильм ничем не замаскированную идею. В то же время непрерывный разговор братьев, заполняющий собой все пространство фильма, требует отнести «Пробуждение» к разряду психологических картин. И философия, и психологизм в фильме определенно присутствуют (хочется добавить: как и во всяком уважающем себя фильме). При этом в «Пробуждении» отсутствует та ясность, которая помогла бы зрителю проследить идею режиссера и проникнуться чувствами героев. Слишком большая свобода, превратившаяся в бесформенность, характеризует эту картину. Не хватает каких-то очень простых вещей: стройного сюжета, дневного освещения, мимики на лице актеров… Возможно, стоило поступиться некоторыми артхаузными элементами, чтобы «Пробуждение» могло называться полноценным европейским фильмом. Но искусство требует жертв, и перед нами – греческий арт-хауз. Со своими яркими сторонами, но и со своими нескрываемыми недостатками.
// Настоящее кино