Стараниями отца Сергей был воспитан «настоящим мужчиной», однако соответствовать благородному идеалу в современной России – оказалось делом странным. Сергей работал на спецслужбы, бороздя просторы Интернета, и за время своей работы многим успел причинить вред и основательно порушить жизнь. Делать это ему позволяли остатки отцовского воспитания – желание служить своей стране, быть полезным, доказать свою силу и ценность. Однако в конце концов его настигло разочарование, которое заставило Сергея с треском вырваться за рамки системы и удариться в бега. Позади у него – неотступная и безжалостная погоня. А впереди – целый мир, с разными людьми, характерами, судьбами, среди которых затерялся один, доселе совсем неведомый человек: он сам.
«Обретение души»
Фильм Алексей Мурадова открывается примечанием: «Червь – разновидность компьютерного вируса, который направлен не на уничтожение информации, а на ее несанкционированное использование». Это небольшая подсказка, которую дает режиссер, словно бы сразу предупреждая: без подсказки вам не обойтись… «Червь» - это фильм-загадка. Пересказывать его можно на разные лады, но все эти вариации будут одинаково далеки от истины. Дело в том, что сюжет тут – совсем не главное. Гораздо важнее – то сомнение, которое фильм поселяет в зрителе. Сомнение в том, что стены непроходимы, а собственный маленький мирок – безопасен и защищен. Мурадов создал почти материальный образ червя, опровергнув идею нерушимости любых границ. В этом смысле «Червь» ближе к психологическому фильму ужасов, чем к детективу, за который его подчас пытаются выдать. Впрочем, никакого определенного жанра у картины нет, и это явно входит в режиссерский замысел.
Пространство фильма как будто дышит и вибрирует перед глазами: эпизоды вторгаются один в другой, время и место действия расслаиваются, герои меняют обличия… Сам зритель на время просмотра превращается в червя, вкручиваясь в многослойную почву этой картины. А слоев, если вдуматься, три. Первый – связанный с детством героя: черно-белая, четкая история, с фигурой отца в центре и с акцентом на силу, прямоту, честность и веру в будущее. Вторая – ситуация путешествия Сергея по России, которое справедливее было бы назвать бегством. Судя по всему, глобальное разочарование, опустошение – толкнули Сергея на то, чтобы уйти в бега. На своем пути он встречает людей, в которых на время перевоплощается (то самое «несанкционированное использование»), чтобы пойти дальше и на следующем повороте вновь сменить маску. Убежав, кажется, на край света, Сергей поселяется в доме, где из окна каждый день наблюдает спортивные тренировки молодой женщины. Эта героиня – сильная, закаленная, бескомпромиссная и молчаливая, символизирует саму суть Сергея, воспитанную в нем еще в детстве. Тот стержень, который недавно оказался поломан. Спортсменка привыкла никогда не проигрывать, но однажды ночью она оказывается побеждена и тяжко избита. После этого происходит их встреча с Сергеем, обретение героем своей души, которой он поможет ожить. И так фильм переходит к третьему пласту – к финальному мотиву, когда вина кажется искупленной, ошибки остаются позади, а впереди ждет настоящее (больше не виртуальное) море. Бушприт для корабля – крылатая женщина, упирающаяся грудью в морские ветра – это и есть итог путешествия Сергея. Его душа сбросила с себя все грязные путы, освободилась, обнажилась и в то же время приобрела наконец-то форму!
Картину Мурадова – единственный российский фильм на основном конкурсе Кинофестиваля – не стыдно ставить в ряд с австрийскими, итальянскими, французскими участниками. Глубиной замысла и оригинальностью его воплощения «Червь» явно превосходит некоторые и них. Время снова задаться вопросом, который прозвучал на пресс-конференции с жюри фестиваля уже неделю назад: в последние годы Россия победила на ММКФ два раза подряд. Стоит ли ей рассчитывать на третий? Скоро станет ясно.