Действие фильма развивается в Вене на стыке 19 и 20 столетий. Ценители искусства ведут концептуальные споры, дамы распространяют хитросплетения интриг, в умах и в мире происходит некое брожение. И на фоне этой противоречивой, яркой эпохи работает такой же противоречивый и яркий мастер – Густав Климт. Он бродит по австрийской столице в плену своих чувств, фантастических образов, смелых мыслей, встречая в переулках детей от случайных женщин, собственных двойников, двойников любовниц… Словно зеркало пошло трещинами и раскололо мир на тысячи острых, сияющих кусков.
«Пустой магический реализм»
Рауль Руис создал фантасмагорию, взяв за основу биографию художника, веяния времени, в которое тот жил, и атмосферу тогдашней Вены. Джон Малкович замечательно исполнил роль «извращенного декадента», передвигаясь в окружении декораций, скопированных с картин своего персонажа. Но в целом созданному Руисом миру не хватает достоверности. С одной стороны, он слишком реалистичен, чтобы быть «фантазией на тему». С другой стороны, сюжет прорисован нечетко, интриги не получают разрешения, а волшебство напоминает цирковые фокусы. Шедевры Гюстава Климта ожили под рукой Руиса, но их жизнь оказалась гораздо менее привлекательной, чем это представлялось прежде, при взгляде на репродукции.
«Климт» - кино для любителей рискованных путешествий по закоулкам чужих грез, вскормленных чужими амбициями. Просто надо отдавать себе отчет, что эти грезы имеют к Климту весьма посредственное отношение, даром что название как бы призывает художника в свидетели. Гюстав не услышал Руиса и поселиться в лабиринтах его фильма – отказался. А Руис в отместку превратил картины художника из живых шедевров – в декорации к игре Малковича. Словно он сам был одним из тех, кто в начале 20 века называл «Поцелуй» и «Данаю» «пустым орнаментализмом». Что касается фильма «Климт», то он, в таком случае, может быть назван «пустым магическим реализмом».