Во время своего визита в Москву на премьеру фильма "Кочевник", Марк Дакаскос ответил на вопросы журналистов, в числе которых был и корреспондент "Настоящего кино".
Скажите, пожалуйста, что привело Вас к сотрудничеству со студией «Казахфильм»? Сразу ли Вы согласились сниматься в «Кочевнике» или были какие-то сомнения? (filmz.ru)
Это случилось благодаря моим менеджерам. Они узнали о том, что готовится к съемкам такой исторический эпос, съемки которого происходят в Казахстане, и сделали первый исторический звонок Раму Бергману. Бергман с нами встретился, он показал фотографии Казахстана, рассказал подробнее сюжет картины. Все это показалось мне очень захватывающим и интересным. Ну и Рам, конечно, захотел, чтобы я снимался в этом фильме. После такого разговора, буквально недели через две, он сделал мне предложение, которое я с удовольствием принял.
Вы с самого начала планировали сыграть именно роль Шарыша, или рассматривали другие варианты?
Когда я прочитал сценарий, он приятно поразил меня тем, что это было нечто совершенно новое. Совсем другой мир, полная экзотика для меня. Я же ничего не знал о стране Казахстан, никогда там не был. Я стал об этом думать и мне эта мысль очень понравилась. Что касается роли: Рам Бергман вначале говорил мне о роли Ораза, а о Шарыше я в тот момент не знал и не думал. Когда мне предложили роль Шарыша, я узнал что в фильме будет сниматься Джейсон Скотт Ли, и что он рассматривает как раз роль Ораза. Джейсон Скотт Ли – просто потрясающий актер, и я понял, что для меня было бы необыкновенным удовольствием сниматься вместе с ним, тем более в таком захватывающем фильме. Я согласился на роль Шарыша. По сценарию, конечно, Шарыш – не самый хороший парень, но все равно это глубокий персонаж, это личность. А когда мне предлагают играть личность, когда от меня требуется актерская игра, использование боевых искусств, которые я обожаю, когда у фильма прекрасная съемочная команда, интересное место съемок – о чем еще можно мечтать? Но что совершенно невероятно, так это что Джейсон Скотт Ли и я – мы оба гавайцы. Наши отцы ходили в одну высшую школу, в один институт. А мы никогда в жизни друг с другом не встречались. Нас свела вот такая судьба, и теперь и мы стали просто лучшими друзьями. Вот как бывает в жизни!
Вы известны как актер и мастер боевых искусств. Что нового в этом плане дал Вам «Кочевник»?
Да, я занимаюсь боевыми искусствами с детства, с четырех лет. На Тайване, в Китае, в Гонконге, в США – по всему миру. Но мне никогда не приходилось изучать боевые искусства верхом на коне! Это было для меня новым. Еще я просто не могу удержаться и не сказать пару слов о конине. Мало того, что мне надо было сражаться верхом на коне, это еще пол дела. Мне нравились лошади, мне нравился запах потной лошади подо мной. Но съемочной бригаде надо было время от времени встречаться с политиками на различных приемах и встречах. А там подавали национальное казахское блюдо – конину. Сами понимаете, насколько это шокирует, когда чувствуешь, что запах приготовленной конины чем-то напоминает запах потной лошади! И от этого делается грустно. Когда потом снимаешься верхом на коне, встает в памяти запах конины, которую иногда приходилось есть, и думаешь: а ведь наверное я ел кого-то из твоей семьи…
Боевые искусства – это большая часть Вашей жизни. Насколько Вам близка философия борьбы? С кем или с чем приходилось бороться во время съемок «Кочевника»? (filmz.ru)
На мой взгляд (и со мной, наверное, согласились бы те, кто долгие годы занимается боевыми искусствами), боевые искусства используются для укрепления здоровья, для защиты ума, тела, духа. Фундаментальная основа боевых искусств – умение глубоко и ритмично дышать, поддерживать ритмичное дыхание. Если ты умеешь контролировать свое дыхание, то ты умеешь контролировать свои мысли и эмоции. Что касается своеобразного вызова и борьбы во время съемок нашего фильма, тут, пожалуй, стоит сказать о логистике. Представьте себе: тонны декораций, реквизита, огромная съемочная группа, много лошадей, - все это надо было перевозить с места на место. При съемках такого огромного исторического эпоса все может произойти! В пять часов утра мы должны уже начинать съемки и быть на съемочной площадке, а на улице жуткий холод, с электричеством проблемы, генераторы не всегда работают, нельзя приготовить завтрак, даже воды нет, чтобы умыться! Сидишь в трейлере, мерзнешь и ждешь, когда скажут, что можно наконец сниматься. И ведь надо понимать, что Куно и Джей – они молодые испорченные американцы, которые привыкли сниматься только в США. Джейсон живет на Гаваях, у него 28 акров земли; у него там генератор, нет централизованной подачи электричества, нет холодильника, он топит дом дровами. Я, в Калифорнии, тоже люблю природу, стараюсь по возможности быть на природе. А этим мальчикам конечно было сложно! Ребята укладывались спать где-то ближе к 4 часам утра, а в 5 нужно уже быть готовым к съемке, при этом на улице холодно, нельзя ни завтрак приготовить, ни помыться. Вот я им и говорил: «Ребята, терпите! Это часть приключения! Тем интереснее». И вот не смотря на все эти приключения и злоключения, все равно надо было уметь выдерживать это глубокое стабильное дыхание, что бы ни случилось. Мне для съемок гримеры должны были приклеить косичку, наложить кучу грима, надеть тяжелый костюм. И во всем этом надо было сидеть, как будто ты бегун на низком старте, и ждать, когда скажут: «Вперед!» А это «вперед» может и не последовать! Иногда из-за поблеем с погодой приходится ждать по 12-14 часов, и все это время ничего не происходит. От этого свихнуться можно! Вот в этом и есть борьба и вызов. Если не можешь изменить обстоятельства, если не можешь изменить то, что тебе дано, - надо менять свое отношение и свое восприятие. Что мы и делали! Именно так мы справлялись со всеми трудностями. Это был урок, это было учение. Проблемы бывают, что в боевых искусствах, что в съемках. Они бывают, но мы с ними справляемся. Куно Беккер и Джей Эрнандез, хотя они молодые, хотя для них все было в новинку, все равно они молодцы. Они шикарно сыграли! Даже после небольшой критики я как старший могу только похвалить их.
Это уже второй Ваш визит в Москву, Вы наверняка уже много пробовали из русской кухни. Какие блюда Вам понравились?
В Москве я не успел попробовать разные блюда русской кухни, в основном я ел в Казахстане. Там мне очень понравился борщ и пельмени, это замечательная еда. Но я сам люблю простую пищу, без каких-то особых изысков. Кстати, в Нью-Йорке я уже два с половиной года снимаюсь в одном кулинарном шоу. И что там, что здесь – я всегда предпочитаю простую еду. Например, салат из огурцов и помидоров, - что может быть вкусней? Здесь у вас, когда ешь овощи, огурцы и помидоры, чувствуешь их запах и вкус! Ведь это все настоящее, не химия. А у нас, в США, если ты не выльешь на салат целую тонну соуса, или не натрешь сыра, - ты просто не почувствуешь у блюда никакого вкуса. Вот это у вас действительно здорово, вам очень повезло. А еще у вас есть совершенно замечательная вещь – черный хлеб. Я каждое утро с наслаждением его ем.
Насколько близка Вам оказалась культура, представленная в фильме?
Я родом с Гавайев, там мы все очень близки к природе. Как Мани из «Братства Волка»: он индеец, и природа – его настоящий дом. Путешествуя по миру, я начал задумываться о том, что прекраснее – то, что создано людьми, всякие города и здания, или то, что создано Богом, то есть природа? Это большой вопрос… Герои фильма, казахи и джунгары, - кочевники, они переходят с места на место, ища более плодородные земли. Они находятся в контакте с землей. Конечно, это мне близко, я тоже стараюсь жить естественной жизнью. У нас есть такое выражение: «grounded», то есть приземленный человек - тот, кто в буквальном смысле стоит ногами на земле. Но кто из нас действительно находится в контакте с землей? Кто стоит не на асфальте в ботинках, не на улице города, а голыми ногами на земле, в грязи, в воде, в траве? Я – точно нет. К сожалению, моя реальность не такова.
Вы признались, что для Вас Казахстан стал открытием. При этом каждый второй русский не очень хорошо себе представляет себе, где находится Казахстан, хотя наша страна с ним граничит. Вопрос в Вам как к американцу: какие люди в Америке пойдут на фильм о Казахстане, кому это будет интересно? Ведь «самурай», «гладиатор» - это раскрученные брэнды, а слово «батыр» - даже нельзя перевести.
Вы говорите, что в России каждый второй имеет слабое представление о том, где находится Казахстан. В США, к сожалению, картина еще хуже, потому что там только каждый пятый хоть что-то слышал о Казахстане. Однако это фильм о любви, о силе народа, когда он един. В нем есть экшн, есть сцены битв, есть потрясающая природа. Плюс ко всему, это очень экзотично в глазах западного зрителя.! Каждый найдет там что-то свое, что ему понравится и будет близко. Я уверен, что эта картина привлечет много зрителей. И главное, она расскажет всем о том, что существует такая страна, Казахстан.
// Настоящее кино