Вслед за «Садами осенью» в Москву прибыл Отар Иоселиани, чтобы представить московским зрителям свою новую картину. Приводим отрывки из пресс-конференции, которую Иоселиани провел с журналистами во вторник в кинотеатре Ролан.
О роли кинематографа:
Роль кинематографа, к сожалению, разрушительна. Потому что во времена советского кинематографа, было около трех тысяч кинематографистов, профессионально занимающихся своим делом. Из них, если вы на пальцах двух рук насчитаете приличных людей, вы будете молодцами. Это означает, что эта публика изначально, заведомо, по роду своего занятия гораздо более коррумпирована, чем вы, журналисты. Журналисты коррумпированы, это всем известно, потому что это вторая древнейшая профессия. Ну, а кинематографисты – это третья. Недавно возникшая, но третья. Самая мерзкая и самая услужливая.
Характеристика Саакашвили и его роли в Грузии:
Он очень хорошо улыбается. И все вдруг решили, что вот сейчас все опять изменится. Ведь так как мы воспитаны на том, что один человек может что-то изменить на этом свете, и в частности – в одной стране, то мы все время ждем милости от кого-то одного. Сами, будучи разбойниками, бандитами, ворами, все ждем того, что вот придет Саакашвили и принесет нам хачапури. Поэтому все дело в фоне, а не в человеке. Фон – постсоветский, бандитский, как везде на территории бывшего Советского Союза. Грузия была населена доносчиками, карьеристами, чекистами, чиновниками, которые получали за это блага. И когда мы были молоды, мы знали очень хорошо, что вот это – мы, а все остальное – это они. Их было много, нас было всегда мало. Потому я и привык пить хорошо, я хорошо на этом воспитан. Потому что мы садились, выпивали и знали, что ни одного мерзавца за нашим столом нет. А если такой появлялся, то мы переставали пить – нам было неинтересно. Потому что питье вина – это, знаете, как во времена Платона. Это серьезные рассуждения, это разговор о прошлом, о будущем, о том, кто мы такие и почему… И вот тогда возник фон, социальный фон, который называется обществом, и который не позволит никакому президенту, кем бы он ни был, совершать глупости. Он будет ориентироваться на тех, кто его окружает. А если его окружает килька, а сам он, допустим, салака, то он себя чувствует выше всех. А салака все равно есть салака.
О названии нового фильма «Сады осенью»:
В частности, речь в этом фильме идет о парке, о саду, где растут деревья. Ну и пускай себе растут. Мы тоже растем, у нас тоже опадают листья и все мы – сад. Я не знаю, не могу объяснить, почему я так его назвал. Ну, назовите это чем-нибудь другим – будет другой фильм. А «Сады осенью»… Сойдет.
На следующий день Отар дал нашему изданию небольшое интервью:
Можно ли совместить в одном фильме элементы авторского и коммерческого кино?
Может быть и можно совместить. Но пока что это никому не удалось. Единственный, у кого это получилось – это был такой человек, Чаплин. Он нащупал какую-то струну у зрителей, сентиментальную. Так как все были раздавлены, несчастны, бедны. Он создал некую легенду о том, как из бедняка можно вдруг стать богачом. Поэтому такая схема стала коммерческой. Это и есть американская мечта – быть никем и вдруг заработать миллионы. И он на этой струнке сыграл. Но за это время, между делом, он сумел создать какой-то образ, который остался навечно. Хотя он спекулятивный, хотя он коммерческий. Но остался он на вечные времена.
Ваше мнение: что происходит в кинематографе сегодня?
Насчет того, что происходит в кино сегодня: есть одна очень древняя схема – миф о непобедимых героях. Если ты сегодня начал смотреть какой-нибудь американский фильм, ты можешь совершенно не переживать, потому что ты твердо знаешь, что все кончится победой. Никто никогда не пострадает, никто никогда не помрет, а если помрет, то всегда мерзавец. Это основано на очень древнем мифе. Схемой послужила эпопея, спетая Гомером. Одиссей Хитроумный вышел в итоге победителем из всех перипетий. А фильмы, которые я снимаю, – это о том, что было после.
Ну, вот он вернулся, Пенелопа его дождалась, перебили они с Телемахом всех женихов, и все препятствия позади. Я снимаю о том, как они дальше будут жить. Скука пришла, тоска, надо заниматься хозяйством… История Улисса кончается именно в то время, когда он должен начать жить нормально. И тут есть опасность. Потому что то, как он будет жить нормально, и то, как он будет тянуть лямку, – это совсем не интересно. Гомер остановил повествование на том, как сын и его папа расправились со всеми и вернулись в свой дом. Точка. У меня тоже есть такие точки. Вот например в фильме «Утро понедельника» я отправил двух приятелей на кораблике. А ведь я знаю, что они никуда не приплывут. И куда бы они ни приплыли, будет то же самое. И никакого веселья из этого не выйдет.
Поэтому поставить точку в истории героя важно поставить после всех перипетий, которые отражают нашу жизнь. Которые отражают те мучения, которые человек переживает на этом свете. Как будет жить дальше герой фильма «Андрей Рублев» Тарковского? Колокол получился, а секрета он не знает. И пошли все жить дальше. Вот с этого начинается уже совсем другой фильм. Андрей поставил точку правильно: сделал человек колокол и расплакался. Что будет дальше – никому не известно. Уплыли эти герои на кораблике – что будет дальше? Никому не известно. Главное уплыть! Главное, хлопнуть дверью и уйти из того, что надоело.
Насколько ваши фильмы – уход от надоевшего?
Я никогда не снимаю фильмы о себе. Но, глупо, наверное, отказываться от личного опыта. Глупости совершал Бондарчук. Разве его дело снимать «Войну и мир»? Что он в этом понимает? Ничего.
А Лев Толстой?
Ну, он написал, и Господь с ним. Для детей 14 лет это читабельно, дальше уже нет.
Когда Ваши фильмы выходят в других странах, стоит ли проблема озвучки? Важно, чтобы их дублировали профессиональные артисты, или лучше титры?
Вы знаете, опыт показывает, что лучше всего смотреть мои фильмы без всякого перевода. Но так как зрители подозревают, что что-то сказанное имеет значение, то приходится или дублировать – что очень плохо, или пускать титры, что тоже не лучше. Можно разве, когда в фильме звучит «Здравствуйте!», в это время читать «здравствуйте»?
Часто ли в Ваших фильмах звучит экспромт? Или актеры читают заученные роли?
Нет, нет. Они говорят на заданную тему.
А кто на самом деле автор тех замечательных рисунков на стене, которые в «Садах осенью» рисует Ваш герой?
Мой внук.
// Настоящее кино