Режиссер: Рон Хауард
В ролях: Рассел Кроу, Дженнифер Коннели, Эд Харрис
Жанр: биографическая драма, триллер
Выпуск: Премьер
Оценка: 4
Создать интересное биографическое кино не так просто. Ведь если точно следовать истории, фильм может получиться скучным
(реальность не столь занимательна, как вымысел), если же пытаться что-то приукрасить, могут обвинить в недостоверности и одарить
«золотой клюквой».
Задача еще более усложняется, когда речь идет о математике (не самая захватывающая профессия, нужно сказать). Но у создателей
фильма «Игры разума» был припрятан козырь, которым они очень умело воспользовались, создав в итоге небезынтересную
биографическую ленту. Название этого козыря — человеческое безумие, которое можно рассматривать под различными углами зрения, не
боясь упреков в свой адрес.
…Середина 20 века. Молодой талантливый математик Джон Нэш занимается разработкой теории игр. Лишь ближе к концу столетия он
получит всемирное признание и Нобелевскую премию. А пока этот странноватый (не от мира сего) парень только в начале своего
трудного жизненного пути. Хотя большая часть времени уходит на научные изыскания, Нэш и о личной жизни старается не забывать. Но
здесь все далеко не безоблачно. Мало найдется девушек, желающих встречаться с будущим гением, чей характер оставляет желать
лучшего. Но в итоге Нэш все же находит свою любовь в лице очаровательной Алисии, готовой принять ученого таким, какой он есть.
Параллельно с наукой и любовью, Нэш работает над секретными заданиями Правительства США, и вскоре оказывается в эпицентре
шпионских игр. Поначалу скучный фильм превращается в напряженный триллер, который приводит зрителя к достаточно неожиданной
развязке, а Джона Нэша к страшному диагнозу шизофрения…
Кино на этом не заканчивается. Просто триллер переходит в драму о человеке, отчаянно борющемся за жизнь своего разума. Воля и
целеустремленность Джона Нэша, помноженная на любовь и поддержку со стороны его супруги Алисии делают свое дело. Нет, от
шизофрении он не излечивается, но находит способ контролировать свою болезнь. Человеческий разум силен, и его победа наглядно
показана в картине.
Если углубиться в детали можно заметить в «Играх разума» признаки наработанной голливудской схематичности. Фильм будто бы делался
с изначальным прицелом на «Оскар». История человеческого безумия, так любимая киноакадемиками и зрителями (вот он, этот самый
козырь!), талантливый и многогранный оскароносец Рассел Кроу в главной роли, биографичность, драматизм и вместе с тем
жизнеутверждающий посыл картины — вот традиционный рецепт для успешного кино.
Однако… спишем все эти подозрения в расчетливости на бурные игры разума слишком привередливого киномана. Поскольку, создатели
картины поработали на славу. Расчет, если он и был, в данном случае не послужил толчком для создания дешевого и слезливого
ширпотреба. Точнее говоря, «Игры разума» — безусловно ширпотреб, но без негативного оттенка в этом определении. Данный фильм —
качественный товар (шир)окого (потреб)ления, образец достойного и осмысленного кино.
Играя с противоположностями (нормальность — безумие, семья — работа, серьезное — развлекательное), максимально задействовав
актерский потенциал Рассела Кроу, режиссер Рон Хауард нашел ту тонкую грань, которая привела его детище к заслуженному кассовому
успеху и четырем статуэткам американской киноакадемии.
// Настоящее кино