Режиссер: Роберт Олтман
В ролях: Эмили Уотсон, Кристин Скотт-Томас, Мэгги Смит, Майкл Гэмбон, Райан Филлипи
Жанр: детектив, драма
Выпуск: Премьер
Оценка: 3
Время — деньги, причем, когда речь заходит о Голливуде, деньги очень большие. Режиссеры, отсняв материала часов на пять, борются со
студиями за каждую секунду того времени, что составляет итоговую продолжительность фильма. Причем не всегда успешно.
После просмотра «Госфорд-парка» создается впечатление, что его создатель Роберт Олтман живет на какой-то другой планете, где время —
резиновое, и продолжительность картины можно растягивать по своему усмотрению. Безусловно, Олтман — живой классик мирового
кинематографа, но это не снимает с него ответственность за качество производимого продукта.
Сказать, что «Госфорд-парк» — размеренное, неторопливое кино, значит сделать огромный комплимент в адрес этого творения. Но, обо
всем по порядку:
…Англия. В пасмурную ноябрьскую пору высокие гости собираются в имении сэра Уильяма Маккордала, чтобы провести несколько
дней в прожигании роскошной жизни. Обязательным атрибутом культурной программы, помимо игры в бридж, является охота.
Но пока
до охоты еще очень далеко, гости устраиваются в имении, которое должно стать их пристанищем на ближайшие дни.
Действующих
персонажей очень много, говорят они преимущественно ни о чем на протяжении всего фильма, поэтому, зрителю, чтобы запомнить,
кто есть кто, приходится очень сильно напрягать свою память. А если учесть, что речь идет не только о господах, но и о слугах, которым
Олтман уделяет времени нисколько не меньше, чем их хозяевам, происходящее на экране начинает потихоньку утомлять.
А по большому счету, ничего и не происходит. Светские беседы за ужином, сплетни, корыстные интересы некоторых гостей, и как на
контрасте — совершенно иной, более безрадостый мир слуг, живущих своими проблемами (нужно отдать должное Олтману, как
художнику, он очень четко и подробно обозначил классовую черту, разделяющую эксплуататоров и эксплуатируемых) — все это мало
трогает зрителя, поскольку напоминает некое топтание на месте, без очевидных сюжетных перспектив.
Но некоторая перспектива все же появляется, как луч солнца, пробившийся сквозь сценарные тучи, в тот момент когда сэра Уильяма
Маккордала находят мертвым в его кабинете (этого момента приходится ждать почти полтора часа). Ясно, что хозяину помогли отойти в
мир иной, а с учетом того, что он был пренеприятнейшим типом, подозрения могут пасть практически на каждого.
Хотя линия, связанная с разгадкой преступления небезынтересна, тем не менее идеального детектива ждать от Олтмана не приходится. В
идеальном детективе зритель ничего не должен подозревать до самого конца, и лишь когда перед ним раскрывают все карты, ударить себя
по лбу и воскликнуть: «Как же это я не догадался?!» В «Госфорд-парке» все несколько иначе. Тайна становится понятной зрителю пусть
всего лишь за мгновение, но все равно раньше того момента, когда об этом ему «официально» говорят с экрана. Вроде пустячок, но
удовольствие слегка подпорчено…
Роберт Олтман заслужил славу великого экспериментатора, пытающегося по-новому взглянуть на хорошо известные жанры, начиная от
вестерна «Буффало Билл, или Урок истории сидящего быка» и заканчивая военной драмой «Нераскрывшиеся парашюты».
И «Госфорд-парк», безусловно, заслуживает внимание специалистов, как очередной эксперимент, в этот раз над детективом в декорациях
костюмной драмы.
Только вот большинство зрителей обычно увлекает не сам процесс киноисследований и новаций, а конечный продукт. А он в данном
случае не удался, оказавшись, несмотря на отличные актерские работы, на редкость затянутым и малопривлекательным.
// Настоящее кино