Режиссер: Кеннет Брана
В ролях: Кеннет Брана, Кристиан Бейл, Эма Томпсон, Иен Холм, Пол Скофилд
Жанр: историческая драма
Выпуск: Союз-видео
Оценка: 4
«Настоящее кино» рекомендует!
Большая любовь к Шекспиру в 23 года сделала Кеннета Брана членом Королевского Общества почитателей Шекспира, а в 29 — мужем Эммы Томпсон. Они познакомились на съемках драмы «Генрих V» актриса стала музой молодого актера. Вдохновленный слогом сэра Уильяма и красотой госпожи Томпсон, он создал произведение, удостоенное номинаций на премию Оскар и наград мировых киоакадемий, как лучший режиссер и актер. Брана снимал свою будущую супругу едва не в каждом своем фильме. Так она стала главной героиней «Много шума из ничего» и «Франкенштейна». Но после не получившей признания общественности экранизации романа Мэри Шелли, брак дал трещину и в 1995 году они разошлись. Впрочем, к кино это отношения не имеет. Почти. Хотя именно Эмма Томпсон сыграла в «Генрихе V» французскую принцессу, которую король предлагал молодому горячему английскому королю в качестве компенсации за захваченные французские территории. Ее появление на экране — свет в оконце мрачной атмосферы средневековья.
Брана за свою творческую карьеру по меньшей мере пять раз обращался к экранизациям произведений Уильяма Шекспира, четыре раза в качестве актера и постановщика, а также в 1995 году в постановке Оливера Паркера «Отелло» сыграл Яго. «Генрих V» — его вторая режиссерская работа (первой была телевизионная постановка «Двенадцатая ночь») и считается одной из лучших его работ. Она была удостоена наград британской и европейских киноакадемий, а также двух номинаций на премию «Оскар» за лучшую режиссуру и главную мужскую роль. Впрочем, эти заслуги интересны искусствоведам и любителям Шекспира.
Генрих в молодости кутил, вопросы трона и управления страной его волновали мало. До поры. Но когда в коридорах власти начал зреть заговор, молодой король решил укрепить свой авторитет и пойти войной на земли, прежде принадлежавшие Великой Британии. На Францию. Впрочем, сам по себе военный поход — повод рассказать о перевоплощении монарха из повесы в правителя. Вчера он поднимал рукой кубки с вином, сегодня — возносит над головой меч и готов рубить непокорных правителей соседних земель. И на пути прихода к власти он не жалеет вчерашних друзей. Люди, которые не могут избавиться от порока воровства и пьянства и надеются на поблажки со стороны правителя — недавнего собутыльника, попадают в положение «своих», которых бьют, чтобы чужие боялись. Правда, бьют насмерть, не жалея живота.
Дух и слог оригинального произведения перенесены на пленку с тщательностью и любовью. Актерская игра погружает зрителя в атмосферу начала 15-го века. В качестве подсобного материала для изучения произведений Шекспира картина незаменима. Пыткой просмотр этого нетленного произведения может стать лишь по одной причине — русский перевод картины. Голоса, неизменно сопровождающие добрую половину современных телевизионных сериалов, в величественном произведении звучат слишком монотонно и действуют не хуже любого снотворного. Так что, прежде чем смотреть фильм, лучше обратиться к классическому произведению, чтобы в полной мере оценить его великолепие.
// Настоящее кино