Режиссер: Джейк Каздан
В ролях: Колин Хэнкс, Джек Блэк, Джон Литгоу, Кевин Клайн
Жанр: подростковая комедия
Выпуск: Премьер Мультимедиа
Оценка: 3
Из разговора двух студентов-первокурсников:
-А ты чего именно сюда поступил?
-А что, тащится куда-то далеко, а здесь, все-все рядом с домом, а ты?
-Да, блин, от армии откосить нужно…
Диалог типичный для нашего времени, хотя легкомысленное отношение к своей будущей профессии это самое простое, то, что лежит на поверхности, вершина айсберга под названием проблема выбора жизненного пути.
К данной проблеме американские кинематографисты обращались не раз. Был «Запах женщины», было «Общество мертвых поэтов» и «Умница Уилл Хантинг» со своим
идейным клоном «Найти Форрестера». Режиссеры Гас Ван Сэнт, Питр Уир, Мартин Брест вещали со своей колокольни: то был взгляд «отцов» на своих детей.
Теперь все изменилось, и в «Стране чудаков» уже сами «дети» встали у руля. Режиссер Джейк Каздан, сын прославленного Лоренса Каздана, берет себе в помощники Колина
Хэнкса, чей отец по имени Том и вовсе является самым популярным актером в Голливуде. Поколение NEXT рвется в бой!
Тандем режиссера и актера не без активной поддержки «взрослых» звезд экрана (Джон Литгоу, Чеви Чейз, Кевин Клайн и др.) наглядно показал, что идеи молодежи
относительно проблем взросления не отличаются особой оригинальностью, зато уж в чем не упрекнешь молодых кинематографистов, так это в отсутствии коммерческой
хватки…
…Парнишка по имени Шон Брамдер жил не тужил в своем округе Оранж, развлекался как мог и не задумывался о своем будущем. Так было до того самого дня, когда погиб
его лучший друг. Что-то надломилось в привычном ритме жизни, а тут еще на глаза попалась книжка некоего Маркуса Скиннера. Это произведение о простых подростках
оставило неизгладимый след в юной душе Шона. Настолько неизгладимый, что сам он решил стать писателем. И тут же стал им. Сел и быстренько написал рассказ о себе и о
своем провинциальном городке, после чего направил свое творение в приемную комиссию Стэнфорда, где преподавал Маркус Скиннер.
Однако судьба решила приготовить для Шона сюрприз. Всё было против него: служащая колледжа перепутала бумаги и отправила в Стэнфорд документы на другого ученика,
мать Шона не горела желанием расставаться с сыном, от отца помощи не дождешься, даже любимая девушка загадывает желание, чтобы парня не приняли в университет. А
тут еще старший брат, отморозок и наркоман, вечно срывает планы Шона. А ведь ему так хочется вырваться из тесного мирка Страны окружающих его Чудаков, добиться
успеха в жизни, найти свой, единственно правильный путь.
И тогда юноша решает исправить допущенную в колледже ошибку и несмотря на противодействия со всех сторон, всё-таки поступить в Стэнфорд…
Как снимать такое кино?
Можно было пойти по проторенной дорожке, сделать качественный жизнеутверджающий фильм, пусть и вторичный в свете вышедших ранее, уже упомянутых картин.
Однако, создатели картины справедливо полагали, что очередная история в стиле «Новый Уилл Хантинг в поисках самого себя» вряд ли «прокатит» в этот раз. Слишком уж
несвежа идея, заморачиваться с серьезной картиной как-то не с руки, да и вообще, риск велик, на таком кино много не заработаешь.
А на чем тогда можно сделать деньги, снимая фильм о подростках и для подростков? Ответ напрашивался сам собой, и был вполне обоснован в свете недавнего кассового
успеха таких фильмов, как «Американский пирог» и «Дорожное приключение». «Комедия – вот спасительный путь», решили создатели «Страны чудаков» и нашпиговали ее
под завязку стандартным набором молодежных шуточек: секс, наркотики, черный юмор, сортир.
И вроде бы на выходе получилось довольно таки увлекательное и смешное кино, но, как это часто бывает, есть одно НО…
Только представьте себе: зритель подходит к моменту, где ему должно быть грустно, где история Шона Брамдера должна его растрогать и заставить задуматься над
собственной жизнью, и тут, на тебе, как веслом по голове, вваливается в комнату полуобнаженный братец Шона (Джек Блэк), трясет рыхлыми телесами и начинает говорить про анализ мочи.
Какие уж тут мысли?! Посмеяться бы, да развлечься вволю.
Что ж, смехом и развлечением «Страна Чудаков» одарит своего зрителя по полной программе.
А вот осмысленность куда-то уйдет, потонет в волнах подростковой комедии. Таков выбор новых кинотворцов: в отсутствии оригинальных идей пытаться говорить о
серьезном в шутливо-простецкой форме, но при этой с очень претенциозной интонацией. Неважно, что чрезмерное упрощение не способствует активизации работы мозга,
Голливуд редко вспоминает о высокой просветительско-познавательной функции кино, понимая, что заработать на «низком» гораздо проще…
// Настоящее кино