Режиссер: Сергей Ливнев
В ролях: Алексей Серебряков, Алла Клюка, Леонид Десятников
Жанр: поставангардистская драма
Выпуск: Кармен Видео
Оценка: 5
«Настоящее кино» рекомендует!
На конец 80-х начало 90-х в отечественном кинематографе пришелся этап ретроспективы — фильмы, который создавались в тот период, делались с целью иначе взглянуть на непредсказуемое прошлое нашей страны. Началось все с Юрия Карры, создавшего «Пиры Валтасара или Ночь со Сталиным». Потом были «Тоталитарный роман», «Какая чудная игра» — эпоха реформ Сталина представала в свете постперестроечных настроений. Фильмов было не то, чтобы много, но они стильно выделялись среди прочей чернухи, выпускаемой киностудиями последних лет существования СССР.
Чуть раньше, в 1988 году, Владимир Бортко обратился к Булгаковскому «Собачьему сердцу». Сатира эпохи репрессий и необычная манера представления материала публике нравилась. Этим не преминули воспользоваться и последователи. Благо, декорации строили хорошо, стилисты изучали эпоху, разрабатывали костюмы и элементы «той» жизни. В моде был постмодернизм.
В те годы Сергей Ливнев работал с Сергеем Соловьевым над фильмом АССА в качестве автора сценария. Это позже он организует студию ТТЛ вместе с Тодоровским и Толстуновым, а еще позже уже на собственной студии «Л-Фильм» на деньги МММ снимет «Серп и молот».
Но интересна эта история даже не тем. И не дальнейшей судьбой Ливнев, который отправился в Америку и с Роджером Команом продюсировал «Гладиатрикс», а Киностудия имени Горького благодаря ему наконец стала получать деньги на съемки фильмов. Это будет позже. Куда интереснее история, из-за которой картина, получившая множество призов на международных кинофестивалях в 1994-1995 годах так и не была продемонстрирована отечественному зрителю. Был скандал и был суд, который обязал снять картину с проката.
Художники фильма «Серп и молот» Елена Елисеева и Виктор Симановский подали в суд на Сергея Ливнева с требованием наложить запрет на картину, а точнее отозвать прокатное удостоверение у картины. Но даже после отзыва разрешительного удостоверения картину продолжали показывать. В частности, на ММКФ она была продемонстрирована нескольким западным продюсерам, а потому дополнительно художники требовали вынести судебное решение по запрету вывоза ленты за рубеж.
Основанием для заявления стал тот факт, что Ливнев указал в титрах ленты в качестве художника картины свою супругу Елену Добрашкус, но и выдвинул работу художников на соискание приза кинематографистов «Зеленое яблоко». Картина была исключена из числа претендентов на приз — таково было требование и Гильдии художников.
И все-таки картина нашла своего зрителя. В 2000 году компания Сергея Ливнева Juja Films Corp., при содействии которой снимались фильмы «В августе 44-го» и «Гладиатрикс», получила права на эту картину и ныне «Кармен Видео» явила ленту широкой общественности.
Фильм стоит того, чтобы быть увиденным широкой общественностью. Сама история простой деревенской бабы Дуни, которая в ходе эксперимента была перекроена в передовика-стахановца Евдокима Кузнецова — фарс, но он лишь показывает, как создаются легенды и что стоит за плечами у публичных людей. Миф, сказание, придуманное для Высшей цели. Персона публичная не принадлежит себе. Ее создают, чтобы заработать на ней — славу, репутацию, деньги, не важно. А судьба самой публичной персоны никому не интересна, если она не укладывается в разработанный план.
// Настоящее кино