Режиссёр: Гаспар Ноэ
В ролях: Моника Белуччи, Венсан Кассель, Альбер Дюпонтель
Жанр: драма
Выпуск: Екатеринбург Арт
Оценка: 2
Настоящее кино подобно шедевру кисти великого художника. Каждая деталь роскошного кинополотна, начиная от сценария и заканчивая актерской игрой,
становится удивительным источником наслаждения для зрителя.
Гениальный фильм практически невозможно слепить по заказу, ибо он не продукт ремесла, а творение, выстраданное
художником. Но что делать, если талант отсутствует, не хватает денег, или же попросту нет желания особо напрягаться?
Здесь нужна хитрость, способность замаскировать кино, мягко говоря, не самого высокого качества, под нечто очень красивое и яркое. Своей картиной
«Необратимость» режиссер Гаспар Ноэ убедительно доказывает: искусство фальсификации он освоил в совершенстве…
В конце было насилие, порожденное пароксизмом ярости. Двое мужчин, Маркус и Пьер в полутьме отвратного гей-клуба жестоко расправляются с
парнем по кличку Солитер. Дальше действие потечет от финала к началу истории, светлому безмятежному утру, которое, казалось бы не предвещало
никакой трагедии. А посредине зрителя ждет самое главное: остановка ради прославившей «Необратимость» девятиминутной сцены изнасилования
главной героини Алекс, с последующим разбиением ее головы об асфальт…
Рецепт фальшивки прост: необходимо как можно сильнее шокировать зрителя. А для этого нужно:
1. показать насилие как можно более реалистично;
2. пригласить на роль жертвы хорошо знакомую зрителю личность, дабы еще больше возбудить его интерес.
Что касается личности, тут режиссер несколько опоздал. Уж как измывались над Моникой Белуччи в «Малене»! После такого любое насилие над ней
покажется вторичным. Да к тому же и схалтурил здесь явно Ноэ, не впечатляет сценка: извращенец сверху по-кроличьи подергивается, а Белуччи под ним
вяло постанывает. Жестко, но не убедительно.
Да и вообще, вопрос об убедительности показанного на экране насилия, остается спорным. С одной стороны все снято предельно реалистично, камера, как
это и положено в современном европейском кино, беспрестанно вращается в разные стороны, создавая необходимое настроение импульсивной
жестокости. А с другой, ну ведь не в первой нам наблюдать такое! Сложно представить, чтобы вышибание мозгов огнетушителем было способно вызвать
шок у зрителя, вдоволь накормленного экранным насилием. Разве, что зритель слишком впечатлителен…
Проведя препарирование «Необратимости», попытаемся мысленно удалить или же слегка «смягчить» упомянутые выше 2 акта жестокости: убийство и
изнасилование. То что останется, может вызвать лишь разочарование: перед нами скучная и банальная история одного дня из жизни трех простых
французов, замешанная на чрезвычайно «свежей» идее, что все в жизни человека предопределено, а потому необратимо, как не крути пленку, хоть вперед,
хоть назад. Таким кино чрезвычайно сложно заинтересовать зрителя и вызвать ожесточенные споры киноманов. Жестокость для Гаспара Ноэ стала самым
настоящим спасательным кругом, она и ТОЛЬКО она помогла картине не просто не потонуть в забытье, но и получить громкий титул самого
скандального и бескомпромиссного фильма года.
Незаслуженно?
Вполне возможно, однако нужно помнить, что зритель ВСЕГДА заслуживает то кино, от которого он готов восторгаться. Тем и хороша демократия: есть
выбор. В случае с «Необратимостью» он прост: либо наслаждаться пустой и чрезвычайно претенциозной фальшивкой, либо найти более достойный
способ времяпровождения.
// Настоящее кино