Режиссер: Даи Сиджи
В ролях: Чжоу Ксун, Чен Кун
Жанр: мелодрама
Выпуск: Екатеринбург Арт
Оценка: 5
«Настоящее кино» рекомендует!
Было время, когда правил бал жанр соцреализма. Потом это время безвозвратно ушло и на смену соцреализму пришел своеобразный антисоцреализм — всё то же самое, но теперь со знаком минус, со стебом, издевкой. В какой-то мере к такому кино можно отнести «Серп и молот» С.Ливнева, можно было бы поставить в этот ряд и «Бальзака и портниху-китаяночку», но сделать это как-то рука не поднимается. Судите сами.
Китай, 70-е годы. Два студента, мало того, что дети врагов народа к тому же и сами не очень благонадежные элементы, отправлены в горную деревню на идеологическое перевоспитание. Бригадир — их новый вождь и учитель районного масштаба заставляет сжечь привезенную одним из студентов кулинарную книгу, усмотрев в ней грозное оружие буржуазной пропаганды, но скрипку разрешает оставить, так как очень ему понравилась соната Моцарта под названием «Моцарт думает о председателе Мао». Конечно, великий композитор, если бы узнал, что написал нечто подобное, в гробу перевернулся, но эта выдумка — единственный шанс спасти скрипку. И вот вчерашние студенты, сегодняшние крестьяне вкалывают до потери пульса, своими руками прокладывая дорогу в коммунистическое будущее. Но не все существование в деревне окрашено в мрачные тона безысходности — друзья знакомятся с Крошкой-портнихой, девушкой из соседней деревни. Настоящим спасением, отдушиной становятся запрещенные книги буржуазных писателей — Бальзак, Дюма, новый, прекрасный, неизведанный мир и среди всей этой грязи, копоти шахт, жижи выгребных ям рождается светлое чувство, простите за штамп.
Фильм Даи Сиджи получился вовсе не злым, а очень светлым, трогательным и грустным, как воспоминание о давно ушедших днях юности и большой любви, которая может быть только тогда, когда ты молод. Эх, мало сейчас хороших историй о любви: или слезы в карамели, или сплошная физиология, но радует тот факт, что из любого правила есть исключения, «Бальзак…» тому доказательство…
// Настоящее кино