Режиссер: Балтазар Кармакур
В ролях: Гуннар Эйоульфссон, Хилмир Снайр Гуднасон, Элен Де Фужроль
Жанр: драма
Выпук: Екатеринбург Арт
Оценка: 5
«Настоящее кино» рекомендует!
Скандинавский кинематограф издавна, если не издревле, славился традициями, так называемого, психологического кино. Не забыты славные устои и сегодня — дело предков живет и побеждает в работах молодых авторов. Возьмем, к примеру, адептов догматического кино или Балтазара Кармакура, последний — настоящий человек-оркестр, актер, сценарист, продюсер, не только кино, но и театральный режиссер. Большой молодец в общем. С Кармакуром я впервые столкнулась (причем в прямом смысле) несколько лет назад на днях Исландского кино в Москве. Режиссер оказался человеком весьма милым и обаятельным, как и его фильм «101 Рейкьявик». Удивительно, насколько оказалась близка российскому зрителю история простого исландского парня Хлинура, похожего чем-то на героя книги «Наивно. Супер» за авторством другого скандинава, но уже писателя, Эрланда Лу. Температура отношений в «… Рейкьявике» была просто африканской… Прошло несколько лет и Кармакур снял фильм «Море». Он немного изменился, «повзрослел», стал более серьезным. Исчезла без следа разбитная веселость, уступив место злой иронии и цинизму.
Кармакаур поставил сильную, бескомпромиссную драму. Кто-то неизбежно начнет сравнивать «Море» с подобными фильмами, но, несмотря на избитость темы, Кармакур сумел сохранить свой стиль и самобытность.
В «Море» центральными становятся проблемы внутрисемейных отношений, в частности, извечные трудности достижения взаимопонимания отцов и детей. В «101 Рейкявик» Кормакур уже прошелся по касательной по этой теме, но в «Море» она ставится во главу угла.
Стареющий глава семейства, рыбный магнат, владелец единственного градообразующего завода, собирает свое семейство, чтобы сообщить нечто очень важное, но что именно никто не знает, да и сам виновник не торопиться, а маринует родственничков с собственном соку, заставляя вытащить на свет из темных шкафов все их скелеты. Не доводят подобные эксперименты до хорошего, не доводят… «Торжество» Винтерберга смотрели, так в «Море» почти тоже самое — скандал в благородном семействе по полной программе. Глядя на героев «Моря» удивляешься тому, как могут родственники искренне друг друга любить-ненавидеть и с каким наслаждением они пережевывают подробности провалов и неудач друг друга. Персонажи фильма, раскрываясь по ходу действия, в большинстве своем оказываются не просто с гнильцой, а отвратительнейшими созданиями. И Исландия Кармакура уже не кажется такой волшебной и чарующей страной, как в «101 Рейкявик», даже наоборот. А жаль…
// Настоящее кино