Режиссер: Вольфанг Беккер
В ролях: Даниэль Брюль, Катрин Засс, Чулпан Хаматова
Жанр: комедия
Выпуск: Екатеринбург-Арт
Оценка: 5
«Настоящее кино» рекомендует!
Возвращение в прошлое. Из капитализма в коммунизм. Глядя на наше вчерашнее настоящее невольно начинаешь осознавать всю нелепость происходившего на территории бывшего СССР и тихонечко благодарить тех, кого сегодня принято ругать за развал Советского Союза и крах Берлинской стены.
Пока солдаты Буффало сходили с ума от безделья, стрелялись, вешались и пополняли списки сопутствующих потерь, слабо осознавая, в какой стране они находятся, по ту сторону Берлинской стены люди жили в эпохе коммунизма. Жители ГДР свято верили в правое дело, Владимира Ленина и Эрика Хонекера, кляли на чем свет стоит капитализм, пели гимны и писали письма на ткацкие фабрики с требованием привести размеры лифчиков к стандартам народонаселения страны.
Сегодня все это кажется абсурдным, но когда оказываешься на полтора часа в этом прошлом — зрелище действует как пилюля. Романтика почти забытого коммунизма сменяется осознанием неизбежности развала коммунистической партии. Идеи были слишком хороши, чтобы работать без участия государственной машины. Пускай люди всех стран свято верили в идеалы, жить в нищете тяжело. Но случилось то, что должно было случиться. Возможно, кто-то хотел бы вернуться в это. Но если бы не одно обстоятельство, никто бы не подумал сделать это на самом деле.
Активистка коммунистической партии, ярая поклонница товарища Эрика Хонекера и трудов Маркса и Ленина, после перенесенного инфаркта и операции и не вышла из комы и пролежала на больничной койке без сознания восемь месяцев. А когда вышла из комы, Берлинская стена уже пала и еще вчера пустые полки магазинов наполнились товарами из Западной Германии. Но врачи запретили травмировать женщину, ибо любое потрясение могло бы загнать ее в гроб, а потому ее сыну Алексу, его подруге — медсестре из больницы, соратнику по установке антенн спутникового телевидения и сочувствующим соседям — приходится воссоздавать оазис социализма в отдельно взятой квартире.
Неправда ли, похоже на анекдот? Так оно и есть. На подобную тему конструирования иллюзорной реальности уже шутил Чжан Имоу в своем «Счастье на час» («Happy times»). Кому-то может показаться, что он сделал это несколько более изящно. Но одно можно сказать определенно, что в немецкой версии это получилось куда веселее. И если Имоу в своей постановке вдохновился пьесой «Сделай для меня что-нибудь смешное», то Вольфанг Беккер, очевидно, увидел однажды летящий по небу монумент Ленина и понеслось!
Есть, конечно, и нарекания к воссозданию этой реальности. Вытащив из бабушкиных сундуков запылившуюся одежду костюмеры явно перестарались. Ведь совершенно непонятно, откуда в 1990-м году взялась майка с символикой «Матрицы». Хотя, если следовать логике, то созданная альтернативная реальность и есть Матрица. Если для спасения жизни любимой мамы не только удалось вернуть к жизни уже несуществующую телевизионную программу и найти в заброшенной квартире банки с горошком GLOBUS, но и переписать в придуманных телерепортажах историю… Разве это не есть подобие фантазиям братьев Вачовски?
// Настоящее кино