Режиссер: Такеши Китано
В ролях: Такеши Китано, Маико Каваками, Макото Асикава
Жанр: якудза-боевик
Выпуск: Екатеринбург Арт
Оценка: 4
«Настоящее кино» рекомендует!
Факт 1. До 1983 года Такеши Китано (Бит) был известен в Японии исключительно как комик. Выступал в жанре «манзай» (тип эстрадного диалога, «тупой» и «умный» — перебрасываются шутками, комическими куплетами и пр. зачастую весьма фривольного и оскорбительного содержания). Работал с напарником Киоши Канеко, прославился и затем ушел в одиночное плавание.
Факт 2. 1983 год. Такеши начинает восхождение к вершинам большого кино с роли сержанта-садиста, охранника лагеря для военнопленных в фильме Нагиса Ошима «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс».
Факт 3. Такеши Китано знает все или почти все об якудзе. Его отец хоть и был простым ремесленником, но, как и другие обитатели бедных кварталов, тесно общался с гангстерами.
Факт 4. Одно из сильнейших впечатлений, оказавших влияние на его творчество, на Такеши Китано произвела документальная съемка казни в Сайгоне — глава Национальной полиции Южного Вьетнама расстреливает пленного солдата прямо на улице. Хладнокровно и бесстрастно. Пистолет снова в кобуре, а палач как ни в чем не бывало продолжает свой путь. Точно также будут обходиться со своими врагами герои фильмов Такеши Китано — насилие, как неотъемлемый элемент существования, словно хот-дог съесть.
Факт 4. А. Не судьба.«Жесткого полицейского» первоначально должен был снимать Кинджи Фукасаку, Такеши Китано же был приглашен на главную роль. Но в связи с загруженностью последнего на телевидении, сотрудничество так и не состоялось. Через несколько лет Китано сам взялся за постановку картины.
Б. Судьба. Такеши Китано и Кинджи Фукасаку все-таки удалось поработать вместе — на съемках «Королевской битвы».
Факт 5. В молодости Такеши Китано был антисоциальным типом — громил редакции газет, хулиганил в эфире и вообще…2 августа 1994 года, будучи в нетрезвом состоянии, Китано врезался на мотоцикле в стену, в результате чего получил серьезную черепно-мозговую травму. Зрение удалось сохранить, однако, правая половина лица осталась неподвижной — паралич мышц. В результате этого Такеши вынужден носить темные очки и говорят, стал мягче. Но даже в «лучшие» свои годы кинематографист отличался серьезными интересами — вел на радио передачу о политике и экономике, грешил, подобно какой-то Кэрри Брэдшоу, редакторством колонок в глянцевых журналах.
Факт 6. Такеши Китано — режиссера, образца «Жесткого полицейского», трудно назвать профессионалом от кино, снимать он в то время не умел и фильмов видел-то всего раз-два и обчелся, виной всему тяжелое послевоенное детство. Но тем не менее в «Жестком полицейском», несмотря на простоту исполнения (застывшая в одной точке камера, незамысловатый монтаж и т.д.) уже пробиваются первые ростки Китано-стиля: медленный темпо-ритм «обыденного действия», разрываемый динамичными сценами насилия, минимум диалогов, но обилие пейзажей, игра на уровне жестов и взглядов, длинные общие планы, снимаемые статичной камерой... Такеши Китано, одним словом.
Факт 7. Японская критика жестоко ругала «Жестокого полицейского», впрочем, та же участь постигла и последующие фильмы Такеши Китано. Хорошо, что не все.
Факт 8. «Жестокий полицейский» — история полицейского Азума, типа брутального и не в меру агрессивного. В ходе расследования убийства мелкого наркоторговца, он выясняет, что его друг и коллега по цеху, Иваки, промышляет продажей опасного зелья. Вскоре Иваки убивают. И Азума объявляет якудзе войну, кровавую и беспощадную, которая перерастает в конечном итоге в поединок двух психически неуравновешенных типов, и хотя из них формально представляет закон, но противники и полицейский, и киллер, оба находятся на темной стороне.
Факт 9. Такеши Китано тяготит к минималистическим саундтрекам. В «Жестком полицейском» это музыка Эрика Сати, но большинство своих фильмов Китано сделал совместно с композитором Джо Хисаиши. Последний в накладе не остался — за музыку к якудза-фильмам Такеши Хисаиши удостаивался различных наград. Неоднократно.
Факт 10. Такеши Китано — один из самых любимых и почитаемых арт-хаусных режиссеров в нашей стране.
Не факт?
Факт!
// Настоящее кино