Режиссер: Геннадий Сидоров
В ролях: Валентина Березуцкая, Галина Смирнова, Зоя Норкина
Жанр: трагикомедия
Выпуск: Спайр
Оценка: 5
«Настоящее кино» рекомендует!
Чтобы понять русскую душу не обязательно отправляться в деревню, в глушь, в Саратов. Достаточно посмотреть дебютную работу Геннадия Сидорова. Он показал настоящую деревню. Ту, с которой мы говорим на разных языках. Работники культуры, приезжающие к старухам или же расквартированные неподалеку солдаты казалось бы, должны поднять деревню, помочь. Но оказывается, что старухам легче найти взаимопонимание с беженцами из Узбекистана.
Валентина Березуцкая, Галина Смирнова, Зоя Норкина, Тамара Климова, Бронислава Захарова, Анастасия Любимова, Нина Корнилова — настоящие, не придуманные старухи их костромской деревни. Они кормили съемочную группу, пока та размещалась в их селении, что живет без электричества и дров, несмотря на то, что на дворе недавно уже XXI век стартовал. Съемочная группа жила в их домах и хоронила тех, кто не дожил до конца съемочных дней.
Казалось бы, должно казаться, что это Россия, которую мы потеряли, но люди, выступающие за восприятие действительности через призму правды Говорухина, могут и возмутиться: «Что ж они так матом то ругаются?». Вроде бы как не принято это в кино. И верно, в кино — не принято, да и в городе так давно уже не говорят. А деревня и старухи, пускай не все, выражают свои мысли именно этим, неискусственным языком.
Скроенный из житейских эпизодов и сценарных ходов, фильм «Старухи» представляет собой попытку возвращения к истокам. Но дебют есть дебют. Иные сцены кажутся невыносимо длинными, что хочется уже сбежать из этой деревни, возненавидеть ее или уснуть, пока не закончится тяжеловесное стихоплетное повествование в пушкинских манерах. Но находок здесь куда больше, чем очевидных промахов, поэтому на проколы вполне можно закрыть глаза. А прочее стало причиной многочисленных наград на российских фестивалях. Вот только на международных смотрах ленту не поймут, потому что она русская, а русские слушают не ушами, а душой.
// Настоящее кино