Режиссёр: Андрей Звягинцев
В ролях: Владимир Гарин, Иван Добронравов, Константин Лавроненко, Наталия Вдовина
Жанр: драма
Выпуск: Союз-видео
Оценка: 3
Усыпанная наградами картина Андрея Звягинцева наконец–то добралась и до видео. Теперь можно в полной мере оценить все режиссёрские и сценарные ходы, которыми воспользовался режиссёр на пути к триумфу. У фильма «Возвращения» бесчисленное количество наград. Начиная от «Золотого Льва» за лучший фильм и заканчивая более престижной номинацией на «Золотым глобус» в категории «лучший зарубежный фильм». Почему с таким восторгом приняли иностранцы нашу картину, и почему она собрала столько наград, нам и предстоит выяснить. Для начала вспомним, как Звягинцев неохотно говорил о своём детище, избегая всех вопросов, касающихся смысла его картины, недосказанности во множестве аспектов. То ли это была деликатность, эдакая скромность новичка-дебютанта, перед триумфом, или же просто нежелание автора упрощать мыслительные процессы зрителя во время просмотра. Пускай каждый сам через себя пропустит происходящее на экране, а при выходе из кинотеатра задумается и начнёт скрупулезно прикидывать, кем мог быть отец пацанов Андрея и Вани. Откуда он взялся и с какой целью. Эти основные вопросы будут стоять перед нами на протяжении всего экранного времени. Многие после просмотра так не смогут найти ответов, но в данном случае ответы на эти вопросы не столь важны, хотя для более осмысленного восприятия картины, конечно, не помешали бы.
В «Возвращении» важно созданное автором настроение, как и отдельные и образы. Так интересен характер, который смог создать на экране юный Иван Добронравов. Ещё совсем молодой он без особого труда переигрывает Константина Лавроненко.
Может быть, так и задумывалось, показать отца больше как рукоприкладствующего дядьку. Забывшего, что это именно он не появлялся 12 лет и это именно он стал причиной того, что двум пацанам приходится отправляться с ним в небольшое путешествие, от дома в котором была любимая мама и бабушка и целый мир воспоминаний со стёртыми в памяти фотографиями их отца. По началу оба парня мирятся с тем, что им придётся поехать с вообще незнакомым человеком, но по ходу действия ленты между младшим Иваном и его отцом нарастает конфликт, на котором собственно и строится фильм. Конфликт этот одновременно является и главной идеей фильма–драмы. Тургеневская проблема отцов и детей в «Возвращении» приобретает новые нотки, душевные угрызения за то, что произойдёт ближе к концу картины. Смерть человека, которого не знал, но который, несомненно, вложил в тебя частичку себя. Черно–белые фотографии отца, его грубоватые манеры, нежелание идти на встречу детям, а совсем наоборот — попытки что-то поменять в сыновьях, говорят об очень многих вещах. Многие из которых, увы, так и останутся нами непонятыми.
Посмотреть же эту картину, безусловно, нужно, хотя бы для того, чтобы «прикоснуться» ко всеобщей шумихе вокруг персоны Звягинцева и созданного им мрачного, немного пугающего омута, где на долю ещё совсем юных детей приходятся самые тяжёлые в мире страдания.
// Настоящее кино