Режиссер: Крис Делапорт
Выпуск: West Video
Жанр: мультипликационный, фантастика
Оценка фильма: 4Мир, созданный Делапортом, больше похож на сказку, чем на научно-фантастическое кино. Возможно, в этом и кроется его проблема. В творчестве Делапорта внимательный взгляд и пытливый ум может обнаружить подход создателя «Унесенных призраками» Хайао Миядзяки. Сам художник признается, что столкнулся с творчеством японского художника уже в процессе работы над «Каеной», а вдохновение черпал у Ридли Скотта в «Чужом» и «Бегущем по лезвию», в «Акире» и «Gunm». Но выходит, что взрослому человеку сказки смотреть уже поздно, а ребенку высокотехнологичные мультфильмы, да еще с таким непростым сюжетом, вроде бы и показывать рано. Остается ниша благодатная подростков. Им и сказку можно показать и игру с масштабной компьютерной графикой освоить.
Тем временем трехмерная анимация прочно занимает место анимации традиционной. С этим приходится мириться, пускай кому-то этом может не понравиться. Вслед за «Последней фантазией» и «Титан. После гибели земли». Коммерческий успех этих лет был сомнительный, но некоторые художники все еще не останавливают попыток сделать анимационную фантастику реалистичной, чтобы почти стереть грань между реальными и нарисованными персонажами и создать альтернативную реальность. Балансировать в этом пограничном состоянии. Эту тонкую грань нащупывают, но найти пока не могут. Крис Делапорт оказался из того числа энтузиастов, что готовы истратить годы и миллионные бюджеты для приближения сладостного мига чуда, когда мечта станет реальностью. Но пока происходит лишь осторожный подход к идеалу. Как сказал Жванецкий, свет в конце тоннеля уже виден, но тоннель, зараза, не кончается.
Француз африканского происхождения, Делапорт в 1985 году занимался тем, что разрисовывал граффити стены подземных переходов. Но в 1987 году увидел аниме «Акира» и, по собственному признанию, заболел анимацией. Он понял, что в мультипликации можно освободиться от канонов Диснея, сделать злое фантастическое анимационное кино. Однако двухмерная графика, на его взгляд, не вполне отвечала поставленным задачам. Был и второй культурный шок, когда на экраны вышел первый 3D мультфильм «Starwatcher». Крис немедленно заимел компьютер Amiga, установил специализированный софт и… понял, что время компьютерной анимации еще не настало — слишком несовершенна была техника. Он продолжал рисовать, и в 1993 году был нанят на работу в Amazing Studios, где в течение трех лет занимался созданием образов для компьютерной игры «Сердце тьмы». Но душа по-прежнему рвалась к большему. Хотелось кино, да чтобы круче всех!
Примерно в те же годы он попытался явить свои идеи главному голливудскому сказочнику с большими деньгами Стивену Спилбергу. Тот даже загорелся идеей, предложил студии стать французским филиалом Dreamsworks, но в конечном итоге не сложилось. Хотя готов был Спилберг и игры с ними делать, и кино, и анимацию. Но Эрик Чахи — душа всего проекта, тогда носившего название «Эскиз», — наотрез отказался превращать свое детище в дочернюю компанию Спилберга. И это было его окончательное решение.
С горем пополам, на проект нашлись финансы французского, а когда они закончились, и канадского происхождения. Процесс пошел. Но, к сожалению, не в том русле, как хотелось бы. Преисполненная почти совершенной графики, первый европейский анимированный на компьютере мультфильм не снискал ни народной любви, ни кассовых сборов. Казалось бы, три года кропотливой работы над масштабных 3D-боевиков прошли впустую. Однако история Каены на этом, к счастью, не закончилась. Пышногрудая бунтарка стала героиней одноименной компьютерной игры, успехи которой в далеком будущем позволяют мечтать о создании более осмысленной киноверсии, чем это было с Ларой Крофт.
// Настоящее кино