Режиссер: Тони Джильо
В ролях: Уильям Мэйси, Тиль Швайгер, Скотт Каан, Томас Кречманн, Лорен Холи
Жанр: военная драма
Выпуск: Пирамида
Оценка: 3-
В начале Второй Мировой Германия увеличила производство подводных лодок в десять раз. Гитлер знал, что ключ к мировому господству — в контроле над Атлантическим океаном, и он его контролировал. К концу 1942 года немецкие подлодки, «волчьи стаи» которых бороздили океан вдоль и поперек, потопили более тысячи кораблей противника. Это не могло не вызвать ответной реакции: в январе 1943 года президент Рузвельт и премьер-министр Черчилль при поддержке Соединенных Штатов Америки, уже окончательно вступившими в войну с нацистами, нанесли сокрушительный ответный удар. Это время впоследствии назвали «черным маем» — черным для Германии: союзники уничтожили сорок одну субмарину за месяц вместо пяти обычных. Это определило исход войны, так как ключ к владычеству над миром, которого так вожделел фюрер, был потерян им навсегда.
Сперва попытка малоизвестного не только у нас, но и за рубежом, режиссера Тони Джильо восстановить события минувших лет вызывает вполне закономерный вопрос «Зачем?». Ради еще одной надписи в титрах «Посвящается павшим героям» (стоит отметить, что к чести создателей картины они не стали пользоваться столь «заезженным» штампом)? Ради спекуляции на сюжете, обыгрываемом множество раз в картинах статусом повыше (достаточно вспомнить «Das boot» Вольфганга Петерсена)? Или, быть может, ради прибавки к пенсии заслуженного номинанта на премию «Оскар» Уильяма Мэйси? Ни то, ни другое, ни третье. «В руках врага» — а именно таково оригинальное название фильма — захватывающая история о самоотверженности и человечности с собственным взглядом на события военных лет. Не побоюсь сказать, что в чем-то, хоть и сохраняя дух своих предшественников, лента Джильо и инновационна: оставаясь несомненной ура-патриотической агиткой, она представляет войну в достаточно неприятном свете, становясь таким образом одновременно и антимилитаристической.
Такой дуализм как минимум интересен: опровергая сухие слова хроники вначале, режиссер кадр за кадром гнет свою линию: война не была проиграна Гитлером, когда он потерял контроль над Атлантикой, она была проиграна, когда люди — простые матросы, солдаты и офицеры — начали понимать, что между ними нет никакой разницы, кроме нашивок на униформе, и все они хотят одного и того же — вернуться домой живыми. К сожалению, даже такой отличный сценарный ход не может «развернуться» в клаустрофобической атмосфере субмарины, где свои смешались с чужими; «U-429» — далеко не легендарная «Лодка» и даже не «К-19», в ее отсеках тесновато «звездам» уровня Мэйси и Швайгера. Одно все же радует: несмотря на тривиальность основной сюжетной линии, харизматичные актеры помогают зрителю не воспринимать картину как клон вышеупомянутых лент, к тому же персонаж каждого неплохо «прописан» сценаристами, что уже хорошо. Хотя бы в игру «Угадайте, кого из матросов играет Джон Бон Джови!», как это было в «U-571», играть не приходится.
// Настоящее кино