Режиссер: Норманн Джюисон
В ролях: Майкл Кейн, Джереми Нортэм, Тильда Суинтон, Шарлотта Рэмплинг, Джон Невилл, Алан Бэйтс, Уильям Хатт
Жанр: триллер
Выпуск: Пирамида
Оценка: 3+
Прошлое не дает покоя бывшему пособнику нацистов Пьеру Броссару: преследует по пятам, норовит цапнуть из-за угла, пустить пулю в спину, мешает спать по ночам. За содействие режиму Виши и убийство семерых невинных евреев старику придется нести ответ сейчас, спустя много лет после трагических событий военного времени: неизвестная иудейская группировка приговорила бывшего фашистского палача, а ныне Шевалье ордена Де-Сент-Мари к смерти, избежать которой ему вряд ли удастся — приговор обжалованию не подлежит.
За драматическую историю о муках совести, мести и тайных механизмах власти взялся режиссер, собаку съевший на сценариях, поставленных «по реальным событиям» — Норману Джюисону («Ураган») не впервой превращать историю отдельно взятого человека в необъятное кинополотно, поражающее своими масштабами. То же и здесь: экранизируя роман Брайана Мура, Джюисон растянул географические ориентиры по всей Франции, над которой раскинули свои «сети» охотники на Броссара, а в прорисовке политических коллизий ушел так глубоко, что в одном фильме смешал воедино церковные интриги, сугубо политические ходы и действия исполнительной власти в лице судьи Анны-Мари Ливи и армейского полковника Ру, которые ищут Броссара уже скорее для того чтобы спасти его от рук мстителей и раскрыть страшные тайны сильных мира сего, стоящих за приговором, а лишь потом ради торжества справедливости.
Как всегда у Джюисона, его многоплановость в итоге и загубила картину: непреодолимый для восприятия обычным зрителем сплав детектива, триллера и экзистенциальной драмы вряд ли придется по зубам даже синефилам со стажем. «Приговор» — тот самый вариант идеально «литературного» кино, которое, будь оно толстенным романом страниц эдак на восемьсот, не имело бы цены, долгими зимними вечерами ожидая преданного читателя на журнальном столике у камина, тогда как в целлулоиде выглядит неподъемным ворохом монтажных склеек хронометражем под два часа, которые для неподготовленного киномана могут с легкостью превратиться во все четыре. Не помогают даже как всегда замечательные актеры: Майкл Кейн, зайцем, бегущим вдоль кромки поля, скрывающийся от своих преследователей по всей Франции, Тильда Суинтон, инфернально притягательная рыжеволосая бестия, полюбившаяся нам еще с «Пляжа», независимый и, тем не менее, талантливый Нортэм; куда ни ткни, наугад попадаешь в «звезду» мировой величины: хоть в эпизоде, а вот, пожалуйста, — Шарлотта Рэмплинг. Вот случай, когда читать действительно полезнее, чем смотреть. Не забудьте: в книжных магазинах Брайана Мура стоит искать в разделе «Иностранная литература». На букву «М».
// Настоящее кино