Как пелось у Виктора Цоя: «И если есть в кармане пачка сигарет, значит всё не так уж плохо на сегодняшний день». Понять о чём пел Цой, и о чём говорит Джармуш, наверно дано не всем, но в нашей стране, как ни в какой другой любят этого режиссёра и потому готовы сидеть на полу, потому что в кинотеатре аншлаг. В те времена, когда Джим вдохновлялся подпольной музыкой и подпольным кино, он начал задумываться о том, чтобы снять ряд короткометражек. Тема кофе и сигарет была ему интересна ещё в 86 году, и до сих пор он всё накапливал материал, чтобы спустя 18 лет выставить на суд зрителя свою новую работу. «Кофе и сигареты» — картина культового, независимого режиссёра, до которого многим режиссёрам ещё расти, и расти (потому что такого оригинального режиссёра ещё нужно поискать!). Подобно Спайку Джонзи и Эмиру Кустурицы он снимает для себя, наслаждаясь каждым моментом съёмки, смакуя кадр и приглашая в свои фильмы тех, кто и без того известен, но ему был бы просто интересен. Так в 1995 году в «Мертвеце» у мэтра сыграл Джонни Депп. В «Псе-призраке» Форест Уитекер. Но «Кофе и сигареты» превзошли предыдущие картины по обилию звёзд. На экране мелькают: Билл Мюррей, Альфред Молина, Wu-Tang Clan-овцы GZA и RZA (RZA, кстати, написал массу превосходных электронных композиций, включая саундтрек к «Убить Билла») и многие, многие другие.
Все эти актёры готовы были задарма сниматься у Джармуша, до того процесс съёмки был интересен, а результат превосходил ожидания. Возможно, приятная обстановка за кофейком к этому всячески располагала, а быть может, все дело в полных стёба тем. Последнее будет не так–то и просто понять зрителю неподкованному. В каких-то эпизодах достаточно знать личности сидящие за столом (столик с Куганом-Молиной), слышать хотя бы о таких именах, как Спайк Ли, а где-то срабатывает простая сообразительность. Параллели могут быть такими. Представьте себе, что вы попали в ночной бар, куда приходят люди абсолютно разные, девушки, старики, доживающие последние года, рэпперы, актёры. И все они сидят по столикам, судача о вреде никотина и кофеина и просто о жизни. Войдя в этот бар, вы не сможете подсесть за любой удобный вам стол и завести новый разговор. Чувство, что вы оказались не в своей тарелке, будет преследовать вас до конца. Так что, если бродя меж столов вы так и не найдёте подходящую себе компанию — не расстраивайтесь. Просто вы ошиблись комнатой, мейнстрим за углом направо.
Манера снимать в чёрно-белых тонах у Джармуша уже проскальзывала в «Мертвеце», до него он успел наснимать в общей сложности 7 фильмов с интервалом в два-три года. Учитывая, то, как долго он готовился к своим 11 новеллам можно предположить, что следующее «чудо» может увидеть свет ой как не скоро. Как выразился сам режиссёр, на каждый свой проект ему нужно время, а так же интересная идея, без которой, наверно, не было бы таких по-настоящему интересных фильмов.