Режиссёр: Энтони Мингелла
В ролях: Джуд Лоу, Николь Кидман, Рене Зеллвегер, Натали Портман, Брендан Глисон, Дональд Сазерленд, Филип Сеймур Хоффман
Выпуск: Видеосервис
Оценка: 5
«Настоящее кино» рекомендует!Масштабностью постановки киномир удивить сложно, а вот постановкой экранизации романа, сопоставимого для современной американской литературы с творением Льва Толстого в свои годы, да с привлечением всех возможных молодых английских и американских звезд от Николь Кидман и Джуда Ло до Натали Портман и Джованни Рибизи, пожалуй, можно. Впрочем, если у руля Энтони Мингелла, то дальнейших объяснений не потребуется.
Экранизация романа «Холодная гора», вышедшего в свет в 1997 году, основательно затянулись. Лента должна была стать чем-то вроде повторения пройденного материала. Том Круз, приглашенный Продюсером Сидни Поллаком на главную роль, должен был составить пару Николь Кидман. Тем самым дуэт актеров и обстановка стали бы отчетливо напоминать ленту «Далекая страна» (Far and away), где Круз и Кидман, еще не будучи в браке, впервые сыграли вместе в кино. Но повторению пройденного не суждено было состоятся. Съемки у Стенли Кубрика (где Поллак также выступал в качестве продюсера), основательно расшатали семейный корабль. Брак пошел ко дну, Круз от проекта отказался, согласившись играть дезертира, но уже в Японии у Цвика. А Кидман немедленно подписала контракт.
В попытке подобрать пару актрисе было перебрано немыслимое количество звезд. В разное время заявлялось об участии в проекте Мэтта Деймона, Джоша Хартнетта, Эрика Бана и Леонардо ДиКаприо. Но Мингелла остановился на другом своем талисмане – вместо Деймона в проект вошел Джуд Лоу, а вместе с ним и Филипп Сеймур Хоффман, игравший Фредди Майлса, друга Дикки Грилиффа в «Талантливом мистере Рипли». Вообще весь фильм напоминает шараду — угадай звезду. Помимо перечисленных выше, Дональда Сазерленда и Рене Зелльвегер (о ней пойдет разговор ниже), в работе над фильмом принимали участие Киллиан Мерфи и Брендан Глисон из «28 дней спустя» и несколько иных колоритных персонажей рангом поменьше.
Подобное число звезд в одной ленте, с одной стороны, рассредоточивает внимание, позволяет воспринимать ансамбль, а с другой, создает яркую звезду, которую сложно не заметить. Рене Зеллвегер, казалось бы не самая яркая личность в Голливуде, рядом с Кидман просто сияет. Она простушка, выходец из деревенской семьи, где отец не зарабатывал денег, лишь пил и играл на скрипке, но именно ее явление вносит жизнь, которой так не хватало, в равномерную, размеренную картину годичного похода дезертира Инмана через всю страну из Питтсбурга в Северную Каролину и ожидания его Адой. Она своим житейским опытом девчушки из Техаса, рожденной в семье эмигрантов из Швеции и Норвегии, пожалуй, как никто иной, гармонично смотрится во всей напыщенности этой постановки.
Могут возникнуть претензии к ленте, мол, наивно тут все, неправдоподобно. Никто не скажет слова против, как срывало взрывом одежду с человека, а сам он оставался жив — таковы странности войны. И реальность фортификационных укреплений, и историю с подкопом никто не станет оспаривать — так и было. А вот романтические, честные фразы, что говорят друг другу люди любящие и влюбленные, что пишут в письмах, которые навряд ли найдут своего адресата, что заучиваются наизусть, чтобы рассказать их содержание при встрече, когда не будет других слов, слова, которые похожи на строки из романтических книг Маргарет Митчелл, Шарлотты или Эмили Бронте, сегодня могут показаться кому-то смешными. Но это слова, которые идут от души, и любой скепсис, проявляемый в отношении сцен, когда надо бы принять и почувствовать, а раздается неадекватный смех — это не та реакция, которую бы актер, будучи на сцене, а не на экране, хотел бы почувствовать в зале. И если принимать правила игры, которую ведет Мингелла и его актеры, если воспринимать это произведение как должно, как современную эпику, новые «Унесенные ветром», тогда и ощущение в душе кусочка чего-то большого будет согревать долго после окончания просмотра. Потому что это редкое по своей красоте и силе Большое кино с настоящими чувствами реальной чистой любви.
// Настоящее кино