Hable con ella, Испания, 2002 год
В ролях: Дарио Грандинетти, Хавьер Камара, Розарио Флорес, Леонор Уотлинг, Джеральдин Чаплин
Выпуск: Пирамида
Оценка: 5
Великий и ужасный Альмадовар. Такой титул, пожалуй, наиболее подходит одному из самых известных и противоречивых испанских кинорежиссеров. Он — искусный киноповар. Велик, ибо может приготовить любое изысканное блюдо. Но весь ужас в том, что под ароматным соусом может скрываться начинка из пауков, тараканов, клопов и прочей гадости. Обыватели морщатся, а эстеты восхищаются каждым его новым творением.
Новый фильм прославленного режиссера яркое тому доказательство.
Итак, соус, или внешняя сторона киноблюда: четыре года медбрат Бениньо (Хавьер Камара) ухаживает за впавшей в кому молодой танцовщицей Алисией (Леонор Уотлинг), в которую он давно был тайно влюблен. Разговаривает с ней, вспоминает прошлое и верит в светлое будущее. Окружающие считают Бениньо, мягко говоря, странноватым. Но он не обращает на них внимания, а живет своей неразделенной любовью и надеждами. В той же больнице, и тоже в коме лежит женщина-матадор Лидия (Розарио Флорес), к которой приходит ее возлюбленный, журналист Марко (Дарио Грандинетти). Страшная трагедия разлучила их в тот день, когда Лидия должна была рассказать Марко что-то важное. Имея печальный любовный опыт за плечами, он по настоящему переживает. Встреча с Бениньо дает Марко новую надежду. Он тоже хочет поверить, что любовь не умерла, нужно жить ради нее, не покидать Лидию, а просто приходить и… говорить с ней.
Трогательная, полная драматизма и искренности история любви и одиночества. Добавьте к этому великолепную актерскую игру, красивое музыкальное сопровождение, и перед вами отличный душещипательный фильм. Зрители рыдают у экрана, аплодируют великому мастеру, киноакадемики готовят для него золоченые статуэтки.
Однако на это жизнеутверждающей ноте нужно остановиться и посмотреть, а из чего собственно начинка?
Здесь все «в порядке», Альмадовар в своем репертуаре.
Той самой гадостью, о которой уже писалось выше, в фильме стал Бениньо. Он хороший малый, если не брать во внимание некоторые отклонения в психике.
Конечно, мазохистскую привязанность к больной девушке еще можно понять. При большом усилии можно понять и то рвение, с которым Бениньо ощупывает свою возлюбленную при каждом удобном и неудобном (например, в ее «критические» дни) случае. Но когда он получает огромное удовольствие от немого фильма, в котором мужчина, превратившись в лилипута, забирается в женскую вагину, а после просмотра Бениньо тянет на некрофилические удовольствия, понимаешь одно, вот он, настоящий Альмадовар!
Он окунает зрителя в свой извращенно-притягательный мирок, мастерски заставляя его сопереживать главным героям, с интересом внимать всему происходящему на экране. А сам режиссер, как бы не причем. Не оправдывает поступки Бениньо, практически ничего похабного в кадре, да и концовка вроде бы все расставляет по своим местам. К тому же многое ведь можно списать на образность и символизм.
Но все-таки главный итог для зрителя можно охарактеризовать так: и вкусно, и грустно. Вкусно, потому что интересно, потому что готовил блюдо мастер. Грустно, потому, что пошел за хорошим и светлым, а попал в ловушку для извращенцев.
Так что, если вы все еще хотите пройти этот путь, заглянуть в мир Альмадовара, хорошенько приготовьтесь. Напрягите разум, не ведитесь на искусные уловки, а главное, встаньте в защитную стойку, чтобы потоки экранной грязи не смыли вас.
// Настоящее кино