Режиссер: Роман Полянский
В ролях: Миа Фэрроу, Джон Кассаветис, Рут Гордон, Сидни Блэкмер
Выпуск: Премьер
Жанр: Мистический триллер
Оценка: 5 (рекомендовано)
Классические произведения не стареют. Насколько верно это утверждение?
Кинокритики, искусствоведы, продвинутые киноманы могут с пеной у рта могут доказывать гениальность и
значимость для мировой культуры какого-нибудь черно-белого немого фильма. Однако простому современному
зрителю, жаждущему зрелища, увиденное на экране может показаться наивным и малоинтересным.
Но не все так плохо, существуют классические фильмы, неподвластные времени, способные увлечь зрителя за собой и доставить удовольствие, даже если и созданы они много лет тому назад.
Ярким примером такого кино является лента Роман Полянского «Ребенок Розмари». Снятый в 1968 году, этот фильм считается сегодня классикой жанра мистического триллера. Страшный и неоднозначный, он и сегодня смотрится с интересом, поскольку Полянский смог использовать инструмент, позволяющий картине не терять своего изначального киношного «блеска»…
Молодая супружеская пара, Розмари и Гай поселяются в новой квартире. Их дом имеет печальную историю. Там по слухам, обитали когда-то черный маг и две сестры-колдуньи, питавшиеся детьми. Но это было давно, а теперь Розмари и Гай живут в просторной светлой квартире, и ничто не омрачает их счастья. Вскоре Розмари беременеет. Большой заботой ее окружает не только муж, но и их соседи, пожилая пара, Роман и Минни Каставеты. Вскоре Розмари начинает подозревать, что подобная забота скрывает за собой тайный умысел. Но какой? Имеют ли ее подозрения под собой основу? Как узнать правду и оберечь себя и будущего ребенка от опасности? Неторопливая история о семейном счастье превращается в напряженный триллер, где зритель, сопереживая главной героине, с придыханием ждет новых поворотов и сюжетных виражей…
«Тайное оружие» Полянского в картине «Ребенок Розмари» — это способ изображения экранного зла. Зло повсюду: в мыслях персонажей, в их диалогах, догадках, в подозрениях — им окутана вся атмосфера фильма. Тем не менее, оно невидимо для зрителя, появляясь на экране всего 2 раза и только на пару мгновений. Используй режиссер в своей картине мистические декорации, литры бутафорской крови, полчища уродливых монстров, — получился бы вполне заурядный фильм, который бы вряд ли мог поразить воображение искушенного зрителя нового тысячелетия.
Здесь же весь сюжет мастерски построен на ощущении невидимого зла, постепенном увеличении напряжения по мере приближения к разгадке. Шаг за шагом, вместе с главной героиней, зритель осторожно ступает по лезвию ножа, чтобы в итоге, все равно, неминуемо оказаться затянутым в водоворот таинственных событий.
Рецензию хотелось закончить красивой фразой: «Классика подобна вину длительной выдержки. Сегодня в эпоху «Звонков» и «Ведьм из Блэр» так приятно «откупорить бутылочку» классического урожая 1968 года и получить от «Ребенка Розмари» ни с чем не сравнимое удовольствие».
Однако слишком велика ответственность за хорошие слова в адрес «Ребенка Розмари», чтобы не обратить внимания на одну очень важную особенность фильма. Режиссерский взгляд на борьбу добра и зла, божественного и дьявольского, не излучает свет и оптимизм. Людям верующим, вполне уместным может показаться сравнение картины с неким с гимном сатанизму.
Поэтому, для начала уберите детей и наиболее впечатлительных домочадцев от экранов, а далее, будьте осторожны, не дайте злу сойти с экрана и полностью окутать ваше сознание.
// Настоящее кино