Режиссер: Франко Дзефирелли
В ролях: Мэл Гибсон, Глен Клоуз, Хелена Ботам Картер, Иен Холм
Жанр: трагедия
Выпуск: Пирмида
Оценка: 5
«Есть многое на свете, друг Горацио, что неподвластно нашим мудрецам», — говаривал принц Датский. Так, скажем прямо, практически не поддается объяснению феномен Шекспира. Его пьесы по сей день популярны, переиздаются большими тиражами и каждый сезон в репертуаре театров всего мира можно без труда найти постановку по мотивам его бессмертных произведений. Впрочем, объяснение этой всенародной любви простое. Все сюжеты для книг были придуманы еще в Библии. Чего нет там, стоит поискать у Уильяма Шекспира.
Трагическая история принца Датского, который обратился безумцем, чтобы вывести на чистую воду убийцу своего отца, любима выше прочих. Для любого театрального актера роль Гамлета — это предел мечтаний и вершина актерского мастерства. Никакая иная роль в истории драматургии не может сравниться с ней по многогранности. От актера требуется стать человеком, который, будучи в ясном уме, должен изображать безумца, говорить правду языком шута (бедный Йорик), не будучи таковым.
Франко Дзефирелли такой же поклонник экранизаций Шекспира, как и Кеннет Брана, на счету которого пять киноверсий против четырех у Дзефирелли. От постановок Браны, который предпочитает выражать бессмертную поэзию в прозе, равно как и прочих современных интерпретаций («Ромео + Джульетта» Лурмана, скажем, или Гамлета-наркомана в исполнении Этана Хоука), работы Дзефирелли отличает, прежде всего, точное следование букве и духу произведений. Конечно, для придания некоторой кинематографичности, в порядок следования действий пришлось внести некоторые коррективы, но это не портит общей картины, а напротив, позволяет глубже прочувствовать причины поступков героев. Тем самым, они становятся более мотивированными.
Блестящий актерский ансамбль: коротко стриженный Гамлет в исполнении Мэла Гибсона внешне схож с Владимиром Высоцким, неувядающая Глен Клоуз восхитительна в роли любящей матери Гертруды, совсем юная Хелена Ботам Картер после воплощения на экране образа несчастной Офелии заслужила в Голливуде славу актрисы, которой удачнее прочих даются роли женщин в корсетах; музыка Эннио Морриконе, прекрасная режиссерская работа — все это делает фильм мрачно-великолепным. Если Вам еще не приходилось столкнуться с «Гамлетом, принцем Датским» в печатном виде, знакомство с произведением стоит начать с этого фильма. Единственное, пожалуй, упущение русской версии — это перевод. Хотя, тем, кто привык к версии Пастернака, будет любопытно услышать другой вариант.
// Настоящее кино