Режиссер: Майкл Лимэнн
В ролях: Джош Хартнетт, Шаннин Соссамон, Винесса Шо, Гриффин Данн
Жанр: молодежная комедия
Выпуск: Премьер
Оценка: 3
Американцы просто молодцы! Голливудским продюсерам прямо таки памятник нужно поставить: Яблочный
пирожок в бронзе. Или на крайний случай премией наградить, имени Фредди Принза младшего.
Такая забота о молодежи. Как иначе можно объяснить хлынувший на неокрепшие головы зрителей поток
подростковых киноопусов. Ну и пусть 9 фильмов из 10-ти на одно лицо, а их качество оставляет желать лучшего.
Главное — старание, не останавливаться на достигнутом, и тогда можно быть уверенным: десятая картина
что-нибудь да выловит в богатом котле кассовых сборов.
Основное правило для создания успешной молодежной комедии — найти свою сценарную фишку, придумать
что-то оригинальное. К этому правилу создатели «40 дней и 40 ночей» подошли ответственно и со всей
серьезностью.
Вот 3 кита, извините, фишки, на которых они строили свой будущий, как они наверное полагали, киношедевр.
1. Сценарий: здесь все предельно просто. Нужно идти от обратного. Какая самая популярная тема молодежного
кино? Правильно, секс. Значит, нет никакому сексу в этот раз! Так решил главный герой фильма Мэтт, глубоко страдающий по поводу
разрыва с любимой девушкой, и топящий свое горе в любовных наслаждениях с малознакомыми девицами.
Сексуальный пост в течение сорока суток должен стать для него путем к очищению и решению личных проблем.
А зрителям остается следить, что же произойдет с бедным парнишкой, сопереживать ему и делать ставки:
выдержит — не выдержит.
2. Главный герой: долой малоизвестные, но с завидным постоянством кочующие из одного молодежного шедевра
в другой, слащавые юношеские физиономии! Тут нужна глубина, талант драматического актера, опыт во
взрослом кино. Отважный герой военно-полевого романа «Перл-Харбор», Джош Хартнетт — ну чем не достойная
кандидатура!
3. Стиль: вот где собака зарыта. Оригинальная идея и «правильный» актер — это лишь полдела. Нужно еще
избавиться от детских болезней жанра, то есть всеми возможными способами скрыть подростковую «ущербность»
картины. У «40 дней…» и здесь всё в порядке. Всё по взрослому: обнаженная натура, ненормативная лексика,
прокатный рейтинг R («дети» до 17 лет — только в сопровождении родителей). Да и персонажи фильма не какие-нибудь желторотые юнцы школьного возраста, а вполне сформировавшиеся индивидуумы, работники Интернет
индустрии.
Итак, сказано — сделано. Проект запущен. И что же мы получаем в итоге?
Хитроумную ловушку для зрителя в лучших традициях Ходжи Насреддина, иначе не скажешь.
Почему Насреддин, и откуда такие ассоциации?
Дело в том, что этот благородный мошенник, взявшийся однажды «излечить» жадного ростовщика, поставил ему
главное условие: во время лечебный процедуры ни в коем случае не думать об обезьяне, «…с хвостом, красным
задом, отвратительной мордой и жёлтыми клыками».
После этих слов, ростовщик ни о чем другом думать просто не мог. Излечения «не получилось».
То же самое и с фильмом. Сказал Мэтт: «Нет сексу на 40 дней и ночей. Буду думать о высоком и вечном». И на
тебе, обломись пацан, никакой высоты и вечности, думай о сексе, мечтай о сексе. Секс — центральная тема,
вокруг которой вращается весь сюжет. Если раньше нам показывали совокупление с пирогом, то теперь
инструктируют, как доставить удовольствие девушке с помощью цветка (это, пожалуй, одна из немногих
интересных сценарных находок в фильме).
Подростковая идея торжествует, а вся «взрослость» идет ко дну, оставляя после себя притянутый за уши (длинные
такие уши, как у осла Насреддина) сюжет, набивший оскомину мелодраматизм и нехитрую мораль «Любовь — это
не только секс». А если учесть, что картина изначально создавалась не как комедия положений, то в условиях
дефицита смешных моментов, все происходящее на экране может вызвать непроизвольную зевоту у зрителя
задолго до финальных титров.
Исполнитель роли Мэтта заслуживает отдельного упоминания. Джош Хартнетт — парень работящий, видно, как
старается изо всех сил, мучительно пытаясь изобразить из себя серьезного актера.
Извини, Джош, не в этот раз. Здесь старания напрасны, что ни делай, все равно в облике Мэтта, в его движениях,
мимике, будет проглядывать знакомый до боли образ упомянутого ранее ангела-хранителя подростковой комедии
Фредди Принза-мл.
Фредди помахает нам с экрана ручкой, одарит на прощание сладкой улыбкой сказочного принца, и полетит
ввысь. Оттуда, с заоблачных высот он и впредь будет зорко следить, чтобы молодежное кино не взрослело, не
сворачивало с пути истинного. С пути, ведущего строго в одном направлении, к карману вечно юного зрителя…
// Настоящее кино