С каждым годом жанр ретроспектив становится все более востребованным на кинофестивалях по всему миру – интерес к авторским подборкам старых фильмов проявляют и в профессиональном сообществе, и в среде кинолюбителей. Фестиваль «Кинотавр» уже много лет следует этой тенденции и представляет в рамках своей программы ежегодные ретроспективы на самые разнообразные темы.
«Мы очень гордимся тем, что показываем русское и советское старое кино, — говорит программный директор «Кинотавра» Ситора Алиева. — В мире возрастает интерес к советскому кино. В этом году в Европе на четырех фестивалях была показана ретроспектива «Кинотавра» 2002 года «Вестерн под красным знаменем». Я была в Роттердаме на двух показах — было приятно видеть аншлаги».
Один из репроспективных проектов 22-го «Кинотавра» – программа «Ленинградское кино как история экранизаций» Анны Коваловой и Петра Багрова, в которую войдут картины, посвященные Санкт-Петербургу – 17 экранизаций и новелл о Петербурге, снятых в Петербурге, пронизанных духом Петербурга. «Город, немыслимый вне собственной литературной традиции, кино воспринимает специфически. Тяга к экранизации, в принципе характерная для кинематографа, в Петербурге имела значение особенное, определяющее. Хорошо известен рекламный коллаж «Ленфильма», состоящий из кадров к знаменитейшим фильмам этой студии: «Чапаев», «Золушка», «Дама с собачкой», «Гамлет». Из четырех кинокартин – четыре экранизации. Историю ленинградского кино действительно двигала история экранизаций, им создаваемых», - говорит куратор программы Анна Ковалова.
Программа прослеживает историю ленинградской школы киноискусства с 1920-ых до 1970-х годов. Все это время нравственный, общественный и художественный тон на «Ленфильме» задавали литераторы. Литература была и скелетом, и мускулатурой «ленинградской школы» – явления в истории советского кино беспрецедентного.
Программа ретроспективы «Ленинградское кино как история экранизаций»
Больша я семья (Режиссер Иосиф Хейфиц, СССР, 1954)
Ведьма (Режиссер Александр Абрамов, СССР, 1958)
Винтик-шпинтик (Режиссер Владислав Твардовский, СССР, 1927)
Драма из старинной жизни (Режиссер Илья Авербах, СССР, 1971)
Комедиантка (Режиссер Александр Ивановский, СССР, 1923)
Концерт на экране (Режиссер Семён Тимошенко, СССР, 1940 – фрагмент «Злоумышленник»)
Катерина Измайлова (Режиссер Чеслав Сабинский, СССР, 1926)
Катерина Измайлова (Режиссер Михаил Шапиро, СССР, 1966)
Маска (Режиссер Сергей Сплошнов, СССР, 1938)
Медведь (Режиссер Исидор Анненский, СССР, 1938)
Мост перейти нельзя (Режиссеры: Теодор Вульфович, Никита Курихин, СССР, 1960)
Налим (Режиссер Сергей Сплошнов, СССР, 1938)
Почта (Режиссер Михаил Цехановский, СССР, 1929)
Преступление и наказание (Режиссер Павел Коломойцев, СССР, 1940)
Сказка о попе и работнике его балде (Режиссер Михаил Цехановский, СССР, 1936)
Сказка о глупом мышонке (Режиссер Михаил Цехановский, СССР, 1940)