Говорят, что нежеланные дети рождаются на свет со страшной отметиной, которую в народе называют «хребет дьявола». Но доктор Касарес, присматривающий за детишками в приюте Санта Лусии, считает подобную отметину всего лишь признаком плохих жизненных условий. Об этом он и рассказывает Алексу, который во время гражданской войны в Испании потерял отца, и теперь очутился в приюте. По ночам Алекс видит дух одного убитого мальчика, который вопиет об отмщении. А во дворе приюта, тем временем, тикает бомба: ждет своего часа. И однажды час пробьет. «Хребет дьявола» раскроет свою тайну.«Назад в будущее»
Выход на московские экраны «Хребта Дьявола», снятого Гильермо Дель Торо в 2001 году, равносилен изданию черновиков к любимой книге. «Хребет дьявола» – это фильм-подсказка для тех, кто заблудился в «Лабиринте фавна», новом творении Дель Торо. Зритель сможет оценить, как рождался замысел «Лабиринта», какие темы тревожили режиссера, какие из них он в последствии развил, а какие оставил в тени. И не стоит роптать на отсутствие логики, когда в начале на экраны выходит фильм 2006 года, а за ним – фильм 2001. Это просто одно из свойств Лабиринта, в котором ничто не развивается линейно, даже время.
И снова Испания, и снова гражданская война, и снова ребенок, которому открывается потусторонний мир. Только на этот раз не Офелия, героиня «Лабиринта фавна», а мальчик по имени Алекс. В приюте Санта Лусии, куда он попадает после гибели отца, Алекс одинок даже среди своих однокашников. И это, вероятно, главная причина, по которой именно он становится посредником между призраком, который обитает в приюте, и живыми людьми. «Тот, кто вздыхает» – так называют мальчишки странного духа, что шлепает ночами по коридору и смахивает с прикроватных столиков кувшины с водой. Но никто не решается подойти к нему близко, взглянуть на бледную, полуистлевшую фигуру, задать самый главный вопрос: чего ты хочешь? Никто, кроме Алекса. Зато он, решившись спросить, получит свой ответ. И ответ будет разрушительным, как взрыв бомбы.
Если в «Лабиринте фавна» присутствует четко выстроенная режиссерская концепция, то в «Хребте дьявола» концепции как таковой еще нет. Есть только намеки, догадки, подозрения. «Что есть призрак? Трагедия, обреченная повторяться? Мгновение боли? Что-то мертвое, что кажется живым. Чувство, замершее во времени. Как нечеткая фотография. Как насекомое, застывшее в янтаре…» В 2001 году, когда за плечами Дель Торо еще не было мировой славы, зато маячил средней руки голливудский проект «Мутанты», для режиссера, при поддержке братьев Альмадоваров, наступило время творческих поисков. И Дель Торо ищет. Недрогнувшей рукой будит призраков, взрывает спящие снаряды, срывает завесы с человеческой жестокости. Он играет светотенью, отлично зная и о спокойствии, которое дарят сумерки, и об ужасе, который таит дневной свет. В «Лабиринте» это знание проявится во всей полноте: отчетливая, будничная реальность здесь будет пугать едва ли не сильнее, чем ночные видения. Но уже «Хребет дьявола» ясно дает понять: бывает, что ночные кошмары – лишь отражение кошмаров дня, а злость вздыхающего духа – ничто, по сравнению со злобой живого человека.
Смотрите, если вам понравилось:
«Лабиринт фавна» (2006)
«Я не боюсь» (2003)
«Сияние» (1980)
Для тех, кто «Лабиринт фавна» не видел, «Хребет дьявола» – это европейский мистический экшн пятилетней давности. Здесь есть на что посмотреть. Мертвые охотятся за живыми, живые охотятся за золотом, а за всеми ними вместе охотится война. Кому удастся уцелеть? В 2001 году Дель Торо, по-видимому, еще не поставил крест на мироздании, поэтому в «Хребте Дьявола» действительно есть уцелевшие. Своеобразный хэппи-энд, пусть и купленный дорогой ценой, зрителю гарантирован. И все-таки никого это не порадует так, как тех, кто заблудился в «Лабиринте фавна».
// Настоящее кино