|
|
Рецензия на фильм «Отец»автор Мария Гросицкая | 29.04.2007Сюжет: Завершилась Великая Отечественная Война, и Алексея Иванова (Алексей Гуськов) отправляют в запас. Он садится на поезд, чтобы ехать домой, но на душе у него неспокойно. Новая жизнь, жизнь без войны, кажется ему непонятной и скучной. По пути Алексей решает помочь попутчице Маше (Светлана Иванова), которая тоже возвращается в свой город и не знает, как ее там встретят. Но вот и эта отсрочка позади, и Алексей переступает порог родного дома. Кажется, ничего не изменилось, а в то же время все как будто чужое. Дети отвыкли от отца и держатся настороженно. Жена Любаша (Полина Кутепова) до слез рада Алексею, но сохранила ли она ему верность во время разлуки? Вопросов слишком много, а ответы теряются в тумане. Алексей уже готов обратиться в бегство – слишком трудно ему вписаться в старую колею. Но дети, к которым наконец-то вернулся отец, не допустят новой разлуки. «Долгая дорога домой»«Отец» Соловова – это «военный фильм без войны», снятый по рассказу Платонова «Возвращение». В этом фильме не рвутся снаряды – кроме праздничной ракеты, взметнувшейся над лесом. В нем нет боев – кроме тех, что ведутся с самим собой и близкими людьми. Военную шинель труднее снять, чем надеть. Не разлука, а встреча предстает испытанием. Мир оказывается главной аллегорией войны. В центре сюжета – вернувшийся с фронта солдат, который сталкивается с абсурдом мирной жизни. Сын встречает его на вокзале строгим окриком: «Отец, ты что ль?». Переступив порог дома, бывший фронтовик обнаруживает, что его десятилетний сын играет роль главы семьи. К жене наведывается некий благодетель, который приносит ей продукты и пытается отогреть замерзшую душу возле детей. Алексей должен заново завоевывать себе имя Отца и Мужа, но это кажется ему невероятным: как же так, ведь он свое уже отвоевал?.. Мир, который прежде был родным, теперь пугает неразберихой и гонит прочь – в какую-то несуществующую новую жизнь. Соловов достаточно точно придерживается сюжета рассказа, если не считать эпизода с фиктивной свадьбой в первой половине фильма и некоторых бытовых подробностей, без которых прекрасно обходился оригинал. Атмосферу рассказа Соловов передает прежде всего через состояние природы. Героев фильма окружают бурые пустыри и отяжелевшие мокрые леса, земля покрыта то снегом, то водой. Цвета подобраны идеально для того, чтобы подчеркивать ощущения тоски и усталости, и в то же время робкой надежды на какой-то выход. Актеры выдают честную игру, пусть не всегда блестящую, зато далекую от пафоса. Выделяется на общем фоне Полина Кутепова – ее глубокие, выразительные интонации как будто создают в фильме другое измерение, где над головой голубеет небо, а в воздухе веет весной. В картине есть несколько очень пронзительных моментов, за которые отдельное спасибо стоит сказать оператору Владимиру Климову. Камера в его руках запечатлевает чуть ли не дуновение ветра – настолько свободно и нежно Климов с ней управляется. В удивительном соответствии с визуальным рядом находится музыка к фильму, написанная Рыбниковым. В особенности благодаря ей «Отец» оставляет впечатление очень ровного, цельного произведения, в котором поэзия и драма сочетаются в нужной пропорции. В одном из кульминационных моментов фильма, когда вся семья Алексея доходит до тихого отчаяния, блеклая цветовая гамма картины нарушается неестественно ярким вкраплением – выпущенной над лесом ракетой. Зеленая звезда падает куда-то за темный горизонт, а в следующий момент каждый из героев начинает плакать. Праздничная ракета предстает здесь не только символом скатившейся слезы, но и приветом салюту, который прогремит над Москвой 9 мая. Это, пожалуй, единственное, что выдает некоторый прагматизм создателей фильма и позволяет причислить «Отца» к новому явлению в отечественном кинематографе: к «расчетливому артхаусу», который умудряется совмещать смелость авторского замысла с работой на публику.
читать также: все новости о фильме Отец
| ||
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |