Командование ставит перед солдатами невыполнимую задачу: помочь местному племени вывезти из деревни слона. В поисках трактора безалаберные солдаты предпринимают опасное путешествие, в котором им предстоит встретиться с дикими зверями, бушменами, американскими солдатами и морской пехотой. Но русский солдат всегда найдет выход из критической ситуации или… выход найдет его сам.Мы были первыми, кто окрестил «Экватор» неофициальным римейком «Операции “Дамбо”», мы станем первыми, кто публично откажется от этих слов. Общего у этих комедий только одно – Африка, а пресловутый слон мелькает на экране не больше пары минут. Куда точнее будет параллель с давним ботсванским циклом «Боги, должно быть, сошли с ума», в котором первобытный бушмен впервые сталкивался с современной цивилизацией. В случае «Экватора» авторы оттолкнулись от обратной предпосылки и бросили уже испорченных кокаколой и телевидением героев с первобытно-общинным строем. Получилось не менее уморительно, но с одной серьезной оговоркой.
Ульяне Шилкиной крепко досталось за «Золотого теленка», и достанется еще. При всей прелести заложенного потенциала, «Экватор» вышел смешной, но узкоспецифичной комедией, бьющей мимо основной зрительской массы. Причины лежат на поверхности: составляющие большую часть мувигоэров студенты держатся за отсрочку, как за юбку матери, а великовозрастные выпускники косят от армии, кто во что горазд. И получается, что диалог с такой аудиторией заранее обречен на неудачу – как объяснить в глаза не видавшему портянку юнцу взводную субординацию и законы жизни в хаки, не имеющие ничего общего с гражданкой?
Тут, конечно, можно возразить и ответить, что современные СМИ достаточно живописно рисуют картину отбывания воинской повинности и ужасов дедовщины. Но проблема-то как раз в том, что зритель, не прошедший такую школу жизни лично, воспринимает выводящихся на экране подвыпивших прапорщиков, нелепые приказы и загоны старослужащих исключительно однобоко – городским фольклором, отработанным сотни раз в десятках комедий. Никогда не задумывались, почему среди братвы так популярен претящий нормальному человеку шансон? Да просто музыка совпадает с их реалиями и понятиями, играя в такт происходящему. То же самое и с любой армейской комедией, разворачивайся ее действие хоть в Африке, хоть в Москве, хоть в Сибири: нужно быть настроенным на ту же волну – отслужить, пережить и демобилизоваться.
И этот момент поднимает куда более серьезную проблему – жанровый цейтнот. С переходом кинорынка на мировые лекала, сам собой возник дефицит молодежных комедий, прежде в России не снимавшихся. И оказалось, что за минувшие с премьеры «Ночного Дозора» годы ровным счетом ничего не изменилось. У нас просто не снимается фильмов, отвечающих универсальности жанра. Абсолютно каждая комедия забирает в сторону, не удовлетворяя зрительский голод. Судите сами: «Хоттабыч» – Интернет-комедия (вы только в определение вдумайтесь!), «Даже не думай!» – пародийная, «Неваляшка» – спортивная, «Никто не знает про Sex» – эротическая (да-да, демонстрация обнаженной натуры вовсе не ключевой критерий – достаточно общего настроения). Были еще «Сматывай удочки!», но это вообще за гранью добра и зла. Пожалуй, только «Питер FM» сумел соблюсти баланс, да и он куда ближе к мелодраме, а «Любовь-морковь» с «От 180 и выше» молодежными уже не назовешь.
Вот и получается, что при колоссальном спросе напрочь отсутствует предложение. И когда публика, с надеждой бросающаяся на очередные полтора часа смешного, снова получает кино профилированное, рождаются ненужные обиды и огорчения. Так что, вы нам дайте того, что мы хотим, а мы уж заплатим – не заржавеет!
// Настоящее кино