|
|
Рецензия на фильм «Простые вещи»автор Мария Гросицкая | 31.05.2007Сюжет: В жизни анестезиолога Сергея Маслова (Сергей Пускепалис) настала черная полоса. На работе нелады, да плюс права отобрали – приходится ездить на автобусе, да еще дочь из дома ушла, да еще жена снова беременна и твердо вознамерилась родить Сергею сына. А тут новая проблема: пожилой и всеми забытый актер Журавлев (Леонид Броневой). Сергея наняли, чтобы он ежедневно навещал старика и делал ему укол. А Журавлев – совсем не подарок: капризничает, ругается, строит невероятные проекты. Неоднократно Сергей уходит от него, хлопнув дверью. Но почему-то каждый раз возвращается. Как будто видит в своем нелегком пациенте нечто такое, что поможет вернуть утраченный смысл жизни. «Без наркоза»Сначала щи. Холодные щи, которые в полном молчании кто-то зачерпывает половником и переливает в банку. Целая вечность холодных щей. Потом герой выходит из дома, садится в машину и едет по питерским дворам. Камеру трясет невероятно. В кадре под разными углами выстраиваются и пропадают обшарпанные стены. К счастью, вскоре машина выезжает на набережную канала и останавливается на светофоре. Мимо идут люди, камера застыла на уровне бампера: видны только туловища. Идет время, идут туловища, где-то за кадром тикает светофор. Наконец, автомобиль снова трогается. На этот раз он едет прямо на нас. И вдруг – о чудо! – начинает звучать музыка. И машина уже не подскакивает на ухабах – она танцует. Ритмично, легко, весело. Мотор завелся. Пролог окончен. Трудно представить себе что-то более унылое, чем банка холодных щей. И если с этого все начинается – то чем же продолжится? А продолжится в том же духе: стерильной больницей, тесной коммуналкой, шумной пивной… Зритель увидит будни Сергея Маслова. И главное их свойство, трудами Попогребского, в том, что они абсолютно лишены обаяния. Более того: такие будни практически непереносимы. Порой возникает впечатление, что у действий главного героя отсутствует явная мотивация. А ведь это вполне логично: в том контексте, в какой поместил режиссер бедного анестезиолога, совершенно безразлично – каким будет следующее действие. Потому что из этого болота все равно никуда не вырваться. И юмор, который разбавляет тоску «Простых вещей» - всего лишь режиссерская хитрость (как и в случае со «Свободным плаваньем»): способ немного отвлечь внимание от того, насколько все убого в этой предкамерной реальности. Режиссерская манера Попогребского знакома зрителю по «Коктебелю», который он снял совместно с Хлебниковым. И в «Свободном плаванье», и в «Простых вещах» чувствуется связь с этой картиной, ставшей успешным дебютом для обоих режиссеров. Неторопливость, внимание к мельчайшим шероховатостям фона, отказ от стремления украшать реальность, попытка замереть и прислушаться к току жизни и душевным переживаниям – все эти черты «Коктебеля» оказались свойственны и «Простым вещам». Если Хлебников продолжил в своей картине традицию тихого созерцания, то Попогребский смешал принципы неореализма и Догмы, и превратил свою кинематографическую честность в агрессивный прием, который способен бить зрителю по нервам. Одновременно «Простые вещи» заставляют вспомнить картины Антониони. Герой у Попогребского может стоять на фоне зеленой стены, смотреть в одну точку и пропускать мимо ушей треп коллег, который доносится до зрителя откуда-то сбоку. Сколько это будет длиться – одному Богу известно, но пока смотришь, закрадывается страх, что бесконечно. Или герой просто идет, а на заднем плане пролетают размытые ночные огни. Или стены старого подъезда. Или скамейка во дворе. За неразговорчивого героя вплоть до финала говорит фон – по этой причине слишком навязчивый, переполненный деталями. А в финале фон неожиданно пропадает. То есть еще какое-то время длится это рутинное течение жизни – столько же, сколько надо толстяку на лыжах, чтобы пересечь замерзший пруд. Но вдруг перед нами крупным планом – лица, а позади все бело. И это почти катарсис. Пару раз за фильм мелькает в кадре фрагмент «Сотворения Адама» Микеланджело: Бог вдыхает жизнь в человека, протягивая руку к его руке: мертвая глина оживает от божественного прикосновения. Это одна из самых милых метафор фильма. Попогребский, судя по всему, все-таки прозаик от кино, и поэтические приемы даются ему со скрипом. Рифмы по большей части достаточно банальны: например, герой присаживается испить водки ровно под соответствующим рекламным щитом. Образный ряд тоже не шокирует глубиной и новизной. Врачи в стерильных масках символизируют холодность и отчужденность окружающих людей. Дым, застилающий героя, призван подчеркнуть его душевную смуту. Звук, который издает аппарат искусственного дыхания, выражает стесненность, неестественность положения героя в мире. И так далее. Тем не менее, эпизоды, в которых нет претензии на символизм, выглядят вполне зрелой работой. Наверняка надолго запомнится сцена в ресторане, где атмосфера передается просто за счет того, что камера фиксирует лица, речь, движения гостей, каждый из которых представляет собой ярчайший типаж. Кстати, в этой сцене Попогребский использует забавный прием: дает характеристику главного героя и его чаяний в рамках тоста, произнесенного грузинским соседом. «Сотворение Адама», собственно говоря, расшифровывает главную мысль фильма. Попогребский рассказывает историю о том, как закостеневший мир неожиданно начинает разваливаться (отсюда и череда неприятностей главного героя), только чтобы освободить врача Маслова от своих оков. Главным инструментом по преображению бездуховного существования героя становится актер Журавлев, в исполнении великолепного Броневого. Ну а результат духовной трансформации анестезиолога – холод и белизна снега, в противовес белизне стерильных больничных стен. Снег заставляет Маслова очнуться, широко раскрыть глаза и увидеть мир в новом свете, выйдя из своего законсервированного состояния. Этот незамутненный взгляд новорожденного героя настолько заразителен, что от всего фильма в итоге остается очень приятное впечатление. Так что не бойтесь холодных щей! Это лишь преграда, которую нужно преодолеть, чтобы прорваться к сильному и светлому финалу.
читать также: все новости о фильме Простые вещи
| ||
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |