Новый фильм Канадского режиссера Дэвида Кроненберга «Паук» поражает своей
глубиной и мощностью воздействия на зрителя. Это путешествие в нарушенную
психику человека, для которого реальность переплетается с фантазией, создавая
гармоничное целое. История запутана как паутина, и словно паук она затягивает зрителя в свое логово.
Психически ненормальный Денис Клег (Ральф Файнс), по прозвищу
Spider (паук), после десяти лет проведенных в больнице, снимает
квартиру у госпожи Уилкинсон в своем родном городе. Темные улицы возвращают его к воспоминаниям о трудном детстве, к тому, чего Спайдер предпочел бы не вспоминать. Он видит мир глазами двенадцатилетнего мальчика. Мальчика, на долю которого выпало немало страданий, и эти переживания накапливаются в его подсознании. Взрослый Денис, копающийся в своем прошлом, еще раз переживает ранние события, как привидение пришедшее посмотреть на мертвых. Мы видим события глазами героя, сознание которого искажено психической болезнью, и это закрывает зрителя в лабиринте реальной фантазии.
Файнс показал роль неожиданной силы, помог зрителю попасть в сознание героя и ощутить его боль на себе. Мысли, которые он бормочет под нос, рождают в зрителе представление пережитых в прошлом событиях, о его закрытом эго и аутическом восприятии мира. Его игра затмила таких признанных звезд, как Миранда Ричардсон и Габрель Бирн. Роль Зубной Феи в «Красным Драконе» была только детским плачем в сравнению с психологической дуэлью - один на один с самим собой. Являются ли воспоминания подмененным фактом или моментом измененяемым во времени? На это ни Кроненберг, ни Файнс не дают прямого ответа.
«Паук» - сложная головоломка, разгадка которой нас ждет только в конце.
Удивительная режиссерская работа помогает проникнуть в мир героя. Несомненно, это лучше достижение Кроненберга со времен «Видеодрома». Каждый его фильм не похож на другой, но во всех его лентах, так как и в книгах Стивена Кинга, присутствует психическая проблема человека, где ужас человеческих фобии и подсознания меняется в страшный кошмар. В его картинах мир предстает совсем иным. Может быть, это и не заметно с первого взгляда, но уже к концу картины, зрителю удается увидеть мир глазами Кроненберга. И это не самое прекрасное зрелище. Камера в его руках, как маленький паучок, с каждой секундой приближающийся к своей жертве. И зритель – главная жертва его фантазии, что на последнем дыхании заглядывает в следующий кадр. Возможно Денис/Паук – это воплощение самого Кроненберга, ибо как иначе дать объяснение его дивно-извращенной фантазии.
В «Пауке» важную роль играет оригинальный звук картины, неиспорченный русским дубляжом. Прекрасный британский акцент и своеобразная речь Файнса делают фильм поистине незабываемым. Кроненберг показывает мрачную радугу чувств и эмоции, где диалоги только лишь формальность. Это фильм не по шизофрению или болезнь, пагубно влияющую на человека, а про одинокий путь всех людей в поисках самого себя.
// Настоящее кино