|
|
Рецензия на фильм «Кремень»автор Мария Гросицкая | 20.06.2007Сюжет: Антон Ремизов (Евгений Антропов), уроженец Альметьевска, приезжает в Москву после армии. Теперь он дембель, пора покорять мир, и начать стоит, конечно, со столицы. На окраине Москвы Антон находит соседей из Альметьевска, в дочь которых Зину он давно влюблен. За время разлуки Зинаида (Анастасия Безбородова) успела поступить в институт и капитально зазнаться: она настойчиво дает Антону понять, что между ними нет ничего общего. Ее отец, недавно открывший автомастерскую, отказывается брать Антона на работу. Герой уже собирается смириться со своим поражением и отбыть в родной Альметьевск, но после неприятного инцидента в вокзальном туалете ему неожиданно предлагают работу в столичных органах правопорядка. Антон решается использовать свой последний шанс покорить Москву. «Здесь не то, что на гражданке»Антон Ремизов тверд, как кремень. И это единственная черта, которую он не утратил, обживаясь в Москве и неся службу в рядах московской милиции. Все остальное – представления о морали, свободе и любви, совесть, честность и доброта – не то что исчезло, но извратилось. А твердость осталась. Только раньше она была какая-то неуместная, ненужная – разве что орешки об голову раскалывать: это кремень? – нет, вот кремень! А теперь она ведет Антона по жизни, ведет сквозь несправедливый мир. Не к счастью, нет – к повышению по службе. Фильм Мизгирева, отмеченный на Кинотавре как лучший дебют, - про то, как Москва перемолола наивного и, в общем, прекраснодушного мальчика: закалила, сделала Кремнем. Эта тема лежит на поверхности – и в нашей жизни, и в фильме. Но через нее Мизгиреву удается выйти на более сложные вопросы. Например, нарисовать образ Москвы как мегаполиса, в котором незаметно устанавливаются законы таких же приезжих, каким является главный герой. А самая острая тема фильма – беспредел, который царит в правоохранительных органах. Здесь «Кремень» наиболее близок «Грузу 200». Оба фильма, кстати, продюсировал Сергей Сельянов. Сначала кажется, что вся проблема в «Кремне» сводится к конфликту «Москва – провинция». Герою довольно быстро проясняют суть дела: «Это не гражданка. Это – Москва. Тут все наоборот». Антон, не смотря на армейскую закалку, страдает от чувства потерянности в большом городе. Его невеста, которая успела обжиться в Москве, на свидании в кафе за реплику «хавать охота» удостаивает Антона высокомерным смешком. В речи героя обращением, вместо какого-нибудь «братан» или «приятель», часто становятся географические названия: Москва, Самара (а в качестве формулировки перемирия звучит рубленая фраза «Нейтралитет! Швейцария!») Вскоре становится ясно, что в фильме не действует практически ни одного коренного москвича. Продажный мент, который учит Ремизова жизни, сам родом из Самары. Его пьяный возглас в окно милицейской машины «Самара – сила!» - прямой ответ крику Ремизова в окно автобуса «Альметьевск! – Москва!». Жертвы жестокой коррупционной системы – забитые проститутки и гостарбайтеры, явно не славянской внешности. Ремизов становится на их защиту. Москвы как таковой в фильме и нет. С одной стороны, показанный город узнаваем, с другой – он выглядит таким же мифом, как Кремль, о котором только говорят, но ни разу не показывают. Получается, что проблема не в городах – Москве, Альметьевске или Самаре. Проблема в системе, которая подминает под себя все, до чего дотянется. Есть у нее крошечные проявления – вроде удара милицейской дубинкой под ребра в вокзальном туалете. А есть проявления посерьезнее – вроде тела убитой проститутки в жутком обшарпанном коридоре какой-то общаги-борделя. Тут-то и показывает Мизгирев «правду жизни», от которой продирает мороз по коже. Не смотря на все стилистические и сюжетные заимствования (от «Плюмбума» Абдрашитова до «Таксиста» Скорцезе), на весь максимализм и вызывающую примитивность сценария (так же отмеченного призом на Кинотавре), «Кремень» - это пример мощной социальной критики. С художественной точки зрения, к фильму масса претензий. Но проблематика служит достойным противовесом. Фильмы на такие темы нужно снимать и нужно смотреть. В этом заключается сознательный отказ от некоторых иллюзий.
читать также: все новости о фильме Кремень
| ||
Комментарии
Правила хорошего комментатора
Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.
Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта). За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации. |
|
© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА |