Пятый год учебы в Хогвардсе преподносит Гарри неприятный сюрприз: его рассказам о возвращении Воландеморта никто не верит, а защищавшего Поттера профессора Дамблдора отстранило от управления школой Министерство Магии. Его место заняла люто ненавидящая Гарри Долорес Амбридж, и слышать не желающая о том, что Темный Лорд вновь собирает армию.«Армия одиночки»
С каждым фильмом рецензирование поттерианы все стремительнее теряет смысл — слагаемые цикла давно выверены, отливаются по шаблонам и не допускают вольномыслия. Единственным объектом критического внимания остается верность литературному источнику: удалось ли авторам вместить пухлый томик в заданный хронометраж, сильно ли пострадали второстепенные линии, и как вмешательство сценарных ножниц сказалось на взаимосвязи серий. Образно говоря, процесс напоминает встречи старых друзей, на которых отмечаешь новые морщинки и удивляешься, как быстро растут дети.
Держателям франшизы понадобилось две ленты, чтобы вытравить последствия куароновских экспериментов и вернуть действие в нужное русло. Каких-то деталей мы так и не досчитались — вслед за Картой Мародеров под нож пошло замечательное прошлое Снэйпа, представленное на экране полуминутной сценкой; сочная преамбула о скучном лете Гарри свелась к ключевой атаке дементоров, оставив за бортом «магические связи» миссис Дурслей; а пребывание в штабе Ордена сократилось до сюжетно необходимого минимума. Но кино на то и не литература, что вынуждено подчиняться собственным законам, в которых действие превыше всего. Поэтому с решением студии остается мириться и радоваться, что продюсеры больше не допускают внешних красивостей в ущерб истории.
Красоты в «Потере» хватает и без того. И мы говорим вовсе не о цветущей Гермионе, которой любуется даже камера, выстраивая мизансцены относительно ее нахождения в кадре. Нет, доминанта «Ордена Феникса» в визуальном великолепии, будь то беснующийся океан, окружающий зловещий Азкабан, пролеты сквозь фотографические снимки или глумливый гламур, окружающий Долорес Амбридж. Имельда Стонтон, к слову, внешне мало походит на книжный прототип, но стоит впервые с экрана зазвучать ее вежливому покашливанию, как сквозь розовые рюшечки отчетливо проступает выписанная Джоан Ролинг жаба.
Пожалуй, к «Ордену» можно предъявить всего одну претензию — сгущающиеся краски истории режиссеры усердно пытаются передать мрачной цветокоррекцией. Все же, иногда стоит подходить к трактовке написанного более тонко, и препарировать драматургическую пружину изнутри, а не пытаться разрубить проблемы подобно гордиеву узлу. Тогда бы мы не называли экранизации скучноватыми — хотя вряд ли это определение применимо к поттериане: за два с лишним часа мы не разу не посмотрели на часы. А это чего-то, да стоит.
// Настоящее кино