Месть за испытанную боль – такова главная мысль скандального фильма Гаспара Ноэ. Такое поведение все больше и больше становится нормой для нашего общества.
Черные переулки Парижа чем-то напоминают криминальную сводку Москвы. Это ранее не виданная, черная сторона столицы Франции, коктейль из транссексуалов, бисексуалов и жестоких извращенцев. Полный насилия фильм повергает зрителя в шок, не объясняя ему ничего. 9 минут изнасилования заставляют плакать, смотреть на происходящее без омерзения и отвращения нельзя. Боль, страх и унижение, которое испытывает сама жертва, передается в зал, а беспомощность в данной ситуации причиняет боль еще сильнее.
И главный герой фильма - мужчина, жена которого была изнасилована, - ищет справедливости в мести. Мысль о том, что эти люди могут остаться безнаказанным, не заплатив за свои грехи, не позволяет ему спокойно существовать на Земле. Ослепленный жаждой мести, он старается найти всех виновников и поступить с ними по справедливости. Здесь и проявляется жестокая сущность человека, в минуты ярости готового на истребление себе подобных.
Зависимость между человеческим страданием и жаждой мести – одних из первичных инстинктов каждого человека – и стала главной темой картины. Главной, но не единственной.
Режиссеру и автору сценария удалось привлечь к своему новому проекту известную актерскую пару Монику Беллучи и Винсента Кассэля, чтобы перенести
их интимную жизнь на кинопленку. Такой ход мы уже наблюдали ранее у Кубрика
в «Широко Закрытых Глазах», где бешено успешная пара Том Круз и Николь
Кидман в голом виде представляли свою любовь к друг другу. Картина Ноэ очень
напоминает шедевр Кубрика своей эротикой, застывшей в воздухе, и
использованием классической музыки в качестве фона происходящего. Гаспар и сам
намекает на режиссера «Заводного Апельсина» плакатом «Одиссеи
2001», висящим на стене у героев фильма. К несчастью, актерская пара Беллучи –
Кассэль разделила учесть Кубриковской пары, и развелась сразу же после
премьеры картины.
Но если посмотреть на фильм с другой стороны, можно заметить, что на самом деле перед нами картина о жизни не рожденного ребенка.
История «Необратимости», как и в фильме «Помни» Кристофера Нолана, идет с конца к началу. И финале, то есть в самом начале истории, экран начинает пульсировать лучами белого света, словно в мир приходит что-то новое. Такими же лучами света сопровождается «супернова» - рождение звезды. И здесь свотлое и спокойное начало истории связано с зарождением ребенка. Но время разрушает все, даже райскую красоту и спокойствие. В момент насилия героиня теряет свое не рожденное чадо и освобождает его душу. Странная, на первый взгляд, работа оператора, словно имитирует блуждающую душу умершего ребенка, привязанную к своим родителям, которых младенец еще не сумел узнать. Камера, как ангел хранитель, следит за поворотами сюжета, и показывает нам темную сторону нашего мира. Это словно напоминание, что у каждого ребенка, даже лежащего в утробе своей матери, есть душа. Аборт - то же убийство. Так чем эти матери хуже насильников и извращенцев?
// Настоящее кино