На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Рецензия на фильм «Артистка» фильм Артистка Рецензии
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Рецензии > фильм Артистка

Рецензия на фильм «Артистка»

автор Олег Денежка | 12.09.2007

Сюжет: Жила-была одна артистка. Способная, но не очень везучая. Не складывалась как-то ее судьба ни в театре, ни в кино, ни в личной жизни. Переживала, конечно. А в соседней квартире жила ее любимая подруга с мужем. Ну и, как это часто бывает в жизни, — не было не гроша, да вдруг алтын. Пришел как-то в гости к семейной паре одноклассник мужа. Известный ученый, доктор наук, профессор. И возникло у него к нашей героине нежное чувство. А вскоре и роль, о которой мечтала наша героиня, появилась. А тут и сказке конец...

О актерах и артистках

Когда смотришь современные российские боевики или комедии молодежно-криминального оттенка, в голову приходит только одна мысль: да неужели у нас вся страна — сплошь милиционеры, бандиты и подростки, торгующие «дурью»? Кто же работает в бесчисленных парикмахерских, булочных и зубоврачебных кабинетах? Кто чинит автомобили, водит такси и продает арбузы на рынках? Нет, можно в принципе понять, для кого снимают кино наши «кончаловские» и « бусловы», но вот про кого они снимают? Уж точно не про тех, про кого снимает свои фильмы Станислав Говорухин. То есть, не про нас с вами.

Простота сюжета последнего фильма Говорухина «Артистка», уступает разве, только его названию, состоящему из одного слова. Требовательному зрителю, при прочтении синопсиса, может показаться, что сюжета тут и вовсе нет. Разве можно считать сюжетом, историю знакомства неудачливой актрисы с ботаником-ученым, в прямом и переносном смысле этого слова? Ну, хорошо, не ботаником, биологом, но все честь по чести: брюшко, лысина и очки с впечатляющими диоптриями… Кажется, подобная история еще могла существовать во времена рассвета гайдаевско-рязановского стиля в советской комедии. Но сегодня, когда дикий капитализм 90-х и нефтяной угар 00-х придушил всю эту милую мелодраматическую замуть бескомпромиссными «бумерами» и прямолинейными как судьба приговоренного «жмурками»!?

Сегодня фильм Говорухина — словно ожившая рептилия из мира динозавров: очень ископаемо, но чрезвычайно живо. Он подчеркнуто нетороплив и скромен, но очень обаятелен. Здесь нет персонажей, ворочающих судьбами мира, и спецэффекты, даже при всем желании режиссера, воткнуть просто некуда. То есть, собственно, это и не фильм даже, а пьеса Валерия Мухарьямова со всеми отсюда вытекающими: максимальным количеством общих планов и скукоженным до размеров двух с половиной интерьеров местом действия. Квартира, театр и пара кадров на улице. Зачем зрителю вообще на это смотреть?

Впрочем, эта категоричность так же ошибочна, как и кажущая простота сюжета. Даже название «Артистка» (а не актриса, как было бы правильнее для служащего в театре), и то не так примитивно: есть в нем некий оттенок, отражающий насмешку судьбы, безысходность в жизни главной героини в исполнении ироничной Евгении Добровольской. В таком же ключе играет и фамилия героини, Петрова. Артистка Петрова, которую даже режиссер называет по привычке Ивановой. Вот эта предсказуемость образов и ситуаций, и есть на самом деле то, из-за чего фильм завоевывает зрителя с первых кадров. Это история, которая может произойти (и происходит) с каждым. Если это и ирония, то скорее уж самоирония над нашей с вами, а не над выдуманной жизнью. И это стоит того, что бы увидеть.

Вообще весь фильм построен на безупречной актерской игре, благо, что учитывая театральное прошлое сценария, ничем другим режиссер оперировать просто не мог. И здесь хочется верить каждой реплике, какой бы короткой и простой она не была. Каждая разыгранная сцена, словно пинг-понг в исполнении настоящих мастеров. Только цель — не выбить шарик, а наоборот, продержать в игре как можно дольше.

При распределении ролей, Говорухин не пользовался каким-то особым правилом. Если Ефремов и Бондарчук вполне вписаны в свой обычный репертуар и играют скорее уж себя, то подчеркнуто скромный, немногословный Певцов в роли «мужа подруги» (что уже само по себе «звание») и простоватый до маргинальности Абдулов в роли театрального электрика (что не делает его культурнее) удивляют самым неожиданным образом. Особенно в наше время, когда на создание образа у режиссера нет ни времени, ни желания, а очень часто и просто таланта. Приятно увидеть маленькие, аккуратные шедевры актерской работы.

Поначалу трудно понять источник обаяния столь немудреной истории. Пока не видишь главного: причина убедительности фильма «Артистка» не только и не столько в актерском таланте, сколько в том, что актеры играют хорошо знакомую им жизнь: мир театра и казенных комунналок. И пусть последнее стремительно исчезает из нашей жизни, зато главный герой, ученый-паразитолог, неожиданного получающий работу и лабораторию в Испании, — примета скорее уж самого последнего времени. В результате, перед нами вполне легкая и оптимистична история, не испорченная слишком уж радужным финалом и натянутым «женским счастьем». В жизни все непросто. Даже если тебе начинает очень везти.

Да, возможно Говорухин отстает от стремительно бегущего времени, не заботясь о «маркетинге», «позиционировании», «продвижении», «ориентировании продукта на активного зрителя» и прочих умных вещах из арсенала современных кинематографистов. Но этому есть уважительная причина: он снимает кино. А это требует много времени. Намного больше, чем «выстругивание» одинаковых историй про украденный чемодан с деньгами и «гламурных» олигархов.


в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Артистка

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.