На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Рецензия на фильм «Русская игра» фильм Русская игра Рецензии
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Рецензии > фильм Русская игра

Рецензия на фильм «Русская игра»

автор Олег Денежка | 07.10.2007

Сюжет: Итальянского карточного шулера высшего пилотажа Лукино Форца нашли его многочисленные кредиторы и заставили подписать закладную на все, что у него есть. Если до определенного срока он не соберет всю долговую сумму, в Италии его будет ждать тюрьма. Форца отправляется на родину умершей жены — в Россию, чтобы выиграть там огромные деньги, расплатиться с долгами, и тем самым спасти себя и свое имущество. На все про все у него неделя.

Азарт по-русски

Кино в индустриальную эпоху и само стало индустрией со всеми вытекающими: массовое производство, разделение труда, конвейер. Все четко и рационально, даже сценарий — и тот собирают из стандартных деталей. Вот специалист по сюжетам скручивает каркас повествования, ладит направляющие для персонажей. Тех в свою очередь комплектует соответствующий специалист и монтирует в готовый каркас. Правда, учить их говорить будут уже совсем другие люди — монологи один, а диалоги другой. Сверху все это тщательно задекорируют спецэффектами и обошьют саундтреком. И вот результат — изделие получает жанровый артикул, клеймо категории и пластмассовый фабричный привкус. А затем занимает своем место в бесконечном ряду похожих на друг друга поделок «фабрики грез». Грузите блокбастеры бочками! Зрителю без разницы, лишь бы посвежее…

То ли дело — классические сюжеты! Здесь все по-другому, без механизации. Вот, например, Николай Васильевич Гоголь — все у него исключительно вручную, с тщательностью маньяка, и увлеченностью мастерового. С такой чудной непредсказуемостью, что сразу видно: каждая запятая, каждый восклицательный знак заботливо воткнуты автором в строго отведенные для них места. И не потому, что продюсер так велел, а потому, что так душе угодно. Чего же удивляться, что для своего нового фильма режиссер Павел Чухрай выбрал комедию Гоголя «Игроки», а не какой-нибудь «новодел» из жизни бандюков или боксеров? Хотите авантюр и интриги? Вот вам рассказ о том, что такое «Русская игра». И это отнюдь не рулетка с заедающим револьвером, и даже не карты.

Вообще, ожидать от Чухрая, автора достаточно конъюнктурной клюквы «Водитель для Веры» аутентичного подхода не приходится. Может он для «красного словца» и пехотного генерала превратить в коменданта морского порта и ведомство Судоплатова исключительно сценарной волей забросить в 70-е. Но с другой стороны, есть у него и «звездочка на фюзеляже»: картина 1997 года «Вор», открывшая зрителю настоящего Машкова. Удалось ли уцелеть произведению Гоголя в руках режиссера «Русской игры»?

Наверное, да, удалось, хотя и не без потерь. Не со всем из новаций Чухрая можно согласиться. Прежде всего, режиссер перевел рассказ Гоголя о природной русской жуликоватости, о вечном русском «Воруют!», в плоскость психологического этюда об азарте, и его отечественных особенностях. Получилось нечто похожее на смесь Гоголевской прозы с исследованиями Достоевского. Спорный поворот, хотя, по-своему, и интересный.

Для более выпуклого ощущения «отечественности» в сюжет был введен итальянец. Да еще как введен, на главную роль — роль столичного шулера Ихарева, главного героя пьесы Гоголя. Такой себе взгляд «снаружи—внутрь». Выиграл ли от этого сюжет? Думается вряд ли. Хорошо, что не потерял, благо, итальянский актер русской школы Джулиано Ди Капуа, долгое время играющий исключительно в России, роль не «лажает» и выглядит убедительно.

Да и извечная любовь Чухрая к лубочности играет роль. Весь фильм, режиссер балансирует на грани «развесистой клюквы». Россия это ведь что? Кабак, икра, цыгане, трактиры. Половой в жилетке и «чего изволитесъ?». Ямы, лужи, грязь и пьянь. То есть это уже и не внешний взгляд, это внутренний миф, который кажется нам самим так привычным, что уже и любим. А любовь — это святое. Кстати про любовь: отдельное Павлу Григорьевичу спасибо, что не ввел он в сюжет никакой любовной лирики, к которой он всегда был склонен, от первого своего фильма, до последнего. Кроме, слава богу, «Русской игры». Не повелся режиссер на расхожий штамп, что, мол, все искусство исключительно «про любовь».

И цыгане у Чухрая какие-то рафинированные бродячие музыканты, больше похожие на группу «Джипси Кингз» в отпуске, нежели на бродячий табор. И одеты они с подозрительным аристократизмом и изящной простотой, и музыку играют, чуть ли не барокко.

Но все это тонет в потрясающих пейзажах несколько затасканного провинциального Суздаля, и великолепной игре актеров. Чухрай точно знает, на какой кобыле можно выехать по кривым, ухабистым российским улочкам. Ах, как здесь, в Суздале все, право, чудно и даже где-то прекрасно! Как милы все эти люди в фильме: жулики, шулера, лакеи и прохиндеи. Неспешно закручивается сюжет, ускоряясь в мельтешении карт, манипуляциях рук и слов. Хлопают игроки друг друга по плечу, убеждая в несуществующих истинах, шампанское льется рекой, а цыганская скрипка, словно заранее зная сюжет, плачет за кадром. Она оплакивает, то единственное, что еще и осталось оплакивать в этом мире — судьбу простака, запутавшегося, словно в паутине, в бескрайних просторах «матушки Росси». И не спасет того, ни ловкость рук, ни честный взгляд, ни безоглядное на наших просторах преклонение пред всем заграничным.

И как же хорош гоголевский текст, который ничем не испортить!

«И не могут они понять, что иной игрок может быть человеком, до глубины честным — сокрушается герой Сергея Гармаша — Вот знавал я одного: он и передергивал, и крапил, но как увидит нищего — последнюю копейку отдаст. Кристальной души человек!»

Нет, что ни говорите, а уж коли, текст великолепен, то против этого все бессильно. Все он выведен на нужный тон. И режиссеру не даст запутаться в своих фантазиях, и актерам заблудится в эмоциях. По самому краю прошел Павел Чухрай, еще немного — и съехал бы он на обочину безвкусицы, вслед за безруковскими Есениным и Пушкиным. Да Гоголь, Николай Васильевич, не дал. За что ему персональное спасибо.

Так что русская игра, это вовсе не азарт и не меченые карты. Это Станиславский и Михаил Чехов. И, кажется, в нашем кинематографе этого не забыли.


в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Русская игра

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.