Стивен Содерберг сразу заявил, что снимать будет не новую экранизацию повести Станислава Лема, а римейк картины Тарковского. Этим он навлек на себя гнев критиков, порицание со стороны зрителей и непонимание руководства студии, которая потребовало вставить в фильм голую задницу Джорджа Клуни. А ведь кино было совсем про другое.
Что же не так в «Солярисе»? Ощущение присутствия Голливуда. Он, словно планета-океан Солярис создавал в картине образы давно умершие, но, к сожалению, не смог заставить их полюбить.
Сегодняшний зритель отвык от социальной фантастики, предназначение которой не показывать невероятные миры, в целях развлечения, а давать повод задуматься. Ведь история, о которой рассказано в «Солярисе» не столько об океане, что превращает сны в реальность. Фильм прежде всего о том, как будут вести себя люди, попадая в экстремальную ситуацию, которая невозможна в условиях Земли. И в этом первое отличие творения Содерберга от сегодняшних даров Священного Леса.
Есть и второе отличие от нормы. Это перегрузка, которую переживает зритель. Отсутствие иллюминаторов, постоянный гул моторов – все это усиливает ощущение клаустрофобии. Из него хочется вырваться или погрузиться в сон, а во сне рождать свои образы. Потому как происходящее на экране не менее тяжело воспринимается, чем творение Тарковского. Сама атмосфера картины губит попытку адекватного восприятия происходящего.
Впрочем, есть и третья отличная тема – смерть. Сама по себе мысль о возможности возвращения к жизни близких и любимых неизменно приходит, когда случается трагедия. И отделаться от подобной мысли практически невозможно. Разум порождает образы, но для общения с ними, как правило, приходят на кладбище. Место, где говорят с умершими. В то же время планета, способная возвращать жизнь тем, кто ушел, воспринимается, как зло, ибо подобное дейстство по возвращению к жизни ушедших, в рамках человеческой морали, кажется кощунственным (хотя и желанным). Вот и получается, что космический корабль становится, вроде как, чистилищем, а Солярис, с его способностью возвращать к жизни ушедших, превращается в райский уголок, а не ловушку на окраине вселенной.
С одним Содерберг не угадал. Нельзя трогать священных коров. Своей попыткой по-новому интерпретировать историю планеты-океана, он не смог сказать больше, чем было сказано до него. А в таких случаях в приличном обществе, говорят, лучше промолчать. «Солярис» получился искаженным Голливудским отражением фильма Тарковского. Не больше, но и не меньше.
// Настоящее кино