Алиса всю жизнь жила в городе у моря. Она умела управлять своими желаниями, которые иногда выходили из-под контроля. Она жила в своем личном мире, который ограничивался желанием быть кому-то необходимой. Она была способна отдать свою жизнь во имя спасения другой, и она нашла эту жизнь в лице суицидального мажора — продавца лунной земли.«Страна приливов»
Анна Меликян умудрилась создать прекрасный и единственный фильм, где участие одиозного Гоши Куценко не повлияло на зрительское восприятие действительно талантливой картины — единицы самобытной и высокохудожественной. Своеобразный фильм назывался «Марс», и его заметили и оценили на фестивале «Киношок», где лента отхватила в 2004-м приз гильдии продюсеров и спецприз жюри. «Русалка» — второй полнометражный фильм Меликян, который ставит свою создательницу на следующую ступень кинематографического мастерства. Репутацию печальной «Русалки» в кинопрокате может подпортить лишь Павел Руминов — автор замечательного кинотеатрального трейлера, в котором акценты смещены настолько, что происходит резкая подмена целевых аудиторий картины. «Русалка», вопреки позиционированию, отнюдь не молодежное кино и уж тем более не «Амели» по-русски. Изначальные интонации рассказчика в «Русалке» вполне возможно расценить, как сюжетный посыл потенциально непритязательной сказки, однако, вид фелиниевской обнаженной толстухи с первых кадров уверяет совсем в другом раскладе.
Бдительные родители, коих на показе «Русалки» было немыслимо много, стыдливо закрывали своим отпрыскам глаза и уши, а к финалу обрели вид обманутой недоумевающей толпы, которым подсунули таблетку экстази вместо аскорбинки. «Русалка» — трагифарс от начала и до конца, где смех и печаль максимально сбалансированы. Маленькая девочка Алиса — аналог гиллиамовской Желизы Роуз из «Страны приливов». Аналогий со смертью в «Русалке», разумеется, поменьше, но незнание юных героинь себя и собственных сил в обеих картинах приводит к неожиданным сюжетным оборотам. Алиса со своим справедливым неприятием окружающего мира производит крайне благоприятное впечатление. Сказочная фабула, в таком случае, разбавлена железной логикой — они несовместимы по сути, но органичны по восприятию. Формально, «Русалка» действительно отсылает к схематичной «Амели». Жизнь персонажей построена на случайностях, когда взмах бабочки или вздох Алисы может привести к урагану или разрушительному цунами, но в отличие от гуманной сказки Жене, «Русалка», в первую очередь, фильм о балансе — постоянной необходимости равенства между хорошим и плохим, добром и злом, любовью и ненавистью.
Меликян создала для российского кинематографа крайне редкую в своей честности историю. Это не только трогательный смешной рассказ, повествующий о взрослении маленькой девочки, против которой весь мир во всех его ужасных проявлениях. «Русалка» — взрослое глубокое кино о поисках жизни в существовании, где нет ни одного лишнего кадра. В этом заслуга и Анны Меликян — режиссера, безусловно, чутко чувствующего кадр, и исполнительницы главной роли Маши Шалаевой которая, несмотря на внешность юной Ксении Анатольевны Собчак, обладает невиданным актерским магнетизмом.
// Настоящее кино