Расследующие смерть детектива Керри, агенты ФБР Стрэм и Перез вместе с детективом Хоффманом разбираются с загадками Конструктора, в то время как похищенному командиру спецназовцев Риггу за девяносто минут нужно пройти новые головоломки маньяка, чтобы спасти друга.«Жестокие игры»
Очередное продолжение ушедшей в бесконечность «Пилы» открывается сценой аутопсии Конструктора, эффектно покинувшего этот грешный мир еще в прошлой серии. Поэтапно гения смерти с дотошной подробностью разрежут пополам, извлекут мозг, а позже и желудок, в котором обнаружится традиционная кассета с кэрроловским стикером Play Me. Не оставляющее надежды на классический слэшерный камбэк вступление вовсе не означает кол в сердце франчайза — Конструктор мертв, но дело его живет. Жертвами четвертой серии псевдоинтеллектуального триллера станут смутно знакомые по прошлым сериям персонажи-эпизодники, отсутствие мотивированных экзекуций в адрес которых уже не принципиально. Главное, что игра только начинается.
Завершение назидательно-костоломного цикла действительно было бы кощунством, ведь для Lionsgate сериал — не просто удача, примирившая вкусовые предпочтения критиков и эстетствующих садистов. В первую очередь, «Пила» — замечательная дойная корова, набившая оскомину концепция которой с каждой серией модернизируется и исправляет допущенные прежде ошибки. Создатель предыдущих сиквелов Даррен Линн Бусман не растратил ни былой энтузиазм, ни изощренную фантазию: история с завидным постоянством ходит по кругу, полностью удовлетворяя жаждущую крови и плоти целевую аудиторию. А приглашенные сценарные вундеркинды Патрик Мелтон и Маркус Данстан, прошедшие суровую школу выживания сериалити «Проект “Зеленый свет”», лишь с удвоенной энергией жмут на меха, разжигая огонь сюжетной конструкции, не отличимый от предшествующих инсталляций.
Фильм, как самостоятельный организм, превратился в ловушку Конструктора, через отвращение и откровение ведя зрителя к той же нехитрой морали, что высокой ценой открывается персонажам — любите жизнь. Только если экранным подопытным для этого приходится пройти физические испытания, то неподготовленная аудитория рискует украденными полутора часами жизни. Впрочем, числительное IV в названии исключает на сеансе случайную публику — из виртуозного перевертыша «Пила» стремительно превращается в пыточную энциклопедию Конструктора, разобраться в каждой новой главе которой все сложнее без штудирования предыдущих. Зато повторное обращение к первым главам гарантирует новые откровения, открывающие знакомые ленты под совершенно новым углом.
Печаль во всем цикле вызывает только один факт: талантливо призывая человечество ценить момент, сами авторы своим советом пренебрегают. Увязнув во франчайзе, они устало клонируют историю, надстраивая и дополняя мифологию, по сути, три года топчась на одном месте. Конвейер отлажен и разогнан, на очереди «Пила V», в планах — «Пила VI». Не хватает на них Конструктора.
// Настоящее кино