Эксцентричный владелец волшебного магазина игрушек Эдвард Магориум собирается отойти от дел по состоянию здоровья — все-таки стукнул 243 день рождения. Мистер Магориум, за 114 лет управление магазином, сумел превратить его в самое волшебное и красочное место на земле, где всегда был слышан детский смех. Он решает доверить свое необычное предприятие служащей-менеджеру Молли Махоуни. И хотя ее жизнь полна радости и сюрпризов, девушка страдает от депрессии. В конечном итоге, ее подавленное состояние души приводит к тому, что некогда шумный и оживленный магазин превращается в серое и унылое место, находящееся на грани закрытия.«Обыкновенное чудо»
текст: Юрий Римский
Как бы ни пугал матерого киномана насквозь искалеченный семейными ценностями, поучениями и общим позитивом жанр киносказки, стоит признать, что иногда случаются чудеса. Нет-нет, да и случится в Голливуде осечка, даже в столь безапелляционно строгом цензорском рейтинге, как G (рекомендовано любой аудитории) порождающая оригинальный, чуть-чуть киноманский и совсем не примитивный продукт. Такой, как «Лавка чудес». Несмотря на избитые посылы и стандартную атрибутику, вроде порабощенного работой финансиста, не способного разглядеть чудо, даже если оно происходит прямо перед его носом; мальчика, у которого не получается найти себе друзей; и странного «взрослого ребенка» — владельца магазина игрушек, на деле все оказывается куда вкуснее того, чего можно было себе представить.
Забудьте все, чем раздражают фильмы подобного класса. Здесь нет ни семейных ценностей, ни борьбы добра со злом. Здесь умирают в середине, и никто не женится в финале. Здесь не перевоспитывается ни один герой и не исполняются мечты. Скучные бухгалтеры остаются скучными бухгалтерами, музыкально-одаренные кассиры, вопреки желаниям не достигают успеха на сцене, а одинокие мальчики так и не находят себе друзей. Почти.
Нет, конечно, это не драма и уж точно не трагедия, а самая настоящая голливудская сказка. С главным посылом — что чудеса случаются, когда начинаешь в них верить, а волшебство в тебе самом, с предсказуемыми ходами и неизбежным, самым что ни на есть, счастливым финалом. Но все это снято так по-доброму, так жизненно, так по-детски наивно, что перестаешь замечать все недостатки, а возникающие после просмотра из-за обилия недосказанностей многочисленные вопросы совсем не хочется задавать.
Фильм-фантазия Зака Хельма оказывается именно фантазией, а не идеологически верным и выверенным продуктом. Фантазией красочной, забавной, эксцентричной и немного абсурдной. Недостаток ли это — вопрос, на который каждый должен ответить самостоятельно. И не нужно слушать очередные недовольства сильно умных граждан-зануд. Если мы относимся к кино серьезно, то должны понимать, что это только Бартону можно творить, что угодно, заселяя свои произведения гигантскими насекомыми, садистами-стоматологами, детьми-извращенцами и прочей нечистью. А новичкам, чтобы получить нормальное финансирование на эффектные декорации и качественные спецэффекты приходится наступать на собственное горло, идти на уступки и хотя бы поверхностно выдавать то, что нужно продюсерам.
Режиссер смог получить в свое распоряжение магазин игрушек и от души там наигрался. А зрителям осталось только умиляться и следить за полетом его буйной фантазии.
«Шел по городу волшебник»
текст: Роман Куланин
Господин Зак Хельм, до этого отметившийся лишь сценарием к «Персонажу», кажется, детство свое провел не зря — и багажом сказок, вынесенным из него, сумел распорядиться очень грамотно. «Лавка чудес», замаскированная, во многом из-за сроков проката, под рождественскую историю, к большому облегчению, таковой не является. Не подпадает она и под категорию предновогоднего фэнтези, которое, с легкой подачи «Властелина колец», обычно становится последней надеждой уходящего финансового года. Если же и искать аналогии, то куда ближе окажется веселая идиотия Уэса Андерсона или визуальные излишества Мишеля Гондри, разве что моральный императив у Хельма попроще. Впрочем, для интересного дебюта, коим и является «Лавка чудес», этого уже достаточно.
Весь фильм, видимо, не без влияния вышеупомянутых Андерсона и Гондри, направлен, если так можно выразиться, на камерность действия. Судите сами — хронометраж скромных полтора часа, 4 главных персонажа и еще столько же второстепенных, ну и главное чудо — десяток съемочных локаций. Другое дело, что все это небольшое пространство наполнено таким количеством фантазии и изобретательности, что хватило бы на целую крупнобюджетную трилогию. Дело даже не в прекрасно проведенном кастинге — Дастин Хоффман тут местный аналог Вилли Вонка, и получается это у него ничуть не хуже Джонни Деппа, Натали Портман, окончательно избавившаяся от образа Падме, и на закуску 12-летний Зак Миллс с его непреклонным аутизмом. Как будто, этого Хельму показалось мало, и он пошел дальше — в анимацию.
Потому что, все игрушки не просто выглядят, как настоящие, они ими и являются, оживленные благодаря стараниям кукольников. Вот вам и торжество пресловутого CGI, оказывается, что анимация выглядит куда интереснее и, что ни маловажно для дебютанта, обходится значительно дешевле. До свидания, Industrial Light & Magic, здравствуй, Ян Шванкмайер. Другое дело, что, разобравшись с визуальными решениями картины, Хельм, наверное, решил все-таки не слишком рисковать и снабдил свою фантазию довольно-таки прямолинейным сюжетом с известной долей штампов, но, видимо, без этого никуда. Спасибо, что хоть любовную историю, высовывавшую было голову, срубил на корню — романтика между Портман и Бейтманом, на фоне двигающихся игрушек, это был бы перебор. Не совсем соответствует генеральной линии партии и музыка господина Деспла, пишущего, кажется, для каждой третьей картины, выходящей в прокат, которая нагло цитирует пассажи Дэнни Эльфмана.
Но, все это можно пережить, потому что Зак Хельм проявил себя лучше некуда — как сценарист, придумал здравомысленную сказочную историю, которая не базируется на произведениях классиков; как режиссер, пошел по стопам классиков Голливудпрома, удачно адаптировав авторские находки для вполне себе массового зрелища. Как театр начинается с гардероба, так и фильм начинается с титров — в этом с «Лавкой чудес», пожалуй, не может соревноваться ни одна картина уходящего года. Дело здесь не в том, лучше или хуже, а в оригинальности, вполне тянущей на отдельный перфоманс — и это справедливо в целом для всей картины. Главное, не спешите уходить из зала, финальные титры — тот еще номер.
// Настоящее кино