На игре, На игре 2. Новый уровень. Спецпроект на Filmz.ru : Рецензия на «Искупление» фильм Искупление Рецензии
поиск
на filmz.ru | в закладки | wap.filmz.ru | rss-каналы
e-mail пароль
 
главная > Рецензии > фильм Искупление

Рецензия на «Искупление»

автор Анатолий Ющенко | 18.01.2008

Сюжет: Тринадцатилетняя Брайони стала случайной свидетельницей заигрываний Робби, сына их слуги, с собственной старшей сестрой Сесилией. По-детски истолковав увиденное, Брайони провоцирует ужасное преступление, черной тенью следующее за сестрами в течение всей Второй Мировой войны.

«Правдивая ложь»

На минувшем Золотом Глобусе, который по известным причинам в этот раз предстал скромной пресс-конференцией, удручающе манерное, но в визуальном плане достигнувшее совершенства «Искупление», взяло две премии, включая «Лучший драматический фильм». Впереди долгожданная церемония вручения Оскара и картина, построенная по всем лекалам высокопарной драмы, имеет все шансы стать и там основным фаворитом. Потенциал и козыри очевидны: крайне популярный литературный источник в виде одноименной книги Иэна Макьюэна, получившего «Букер» за роман «Амстердам», крепкая педантичная режиссура англичанина Джо Райта, талантливые актеры во главе с анорексичной Кирой Найтли и многообещающим красавцем Джеймсом МакЭвоем, возглавляющим, кстати, каст-лист в голливудском дебюте Тимура Бекмамбетова «Особо опасен». Однако при тщательной попытке вникнуть в замысел потенциального шедевра автора «Гордости и предубеждения» создается вполне осознанное впечатление, что традиционные компоненты успешного для всесторонней критики фильма набросаны в кучу совершенно случайно, а обусловленная престижность проекта пытается всячески искупать и восполнять очевидные ошибки в концепции картины.

«Искупление» начинается с блестящей в изобразительных тонкостях демонстрации показательного английского спокойствия, в котором медлительные аристократы невозмутимо носят аккуратные смокинги и мерцающие изумрудные платья. Однако в воздухе царит классовая напряженность, сексуальное беспокойство и тревожное ожидание. Режиссер старательно воссоздает эпоху, зависшую между двумя войнами, заполоняя экранное пространство нетривиальными персонажами, за которыми стоят удивительно твердые характеры. Убеждает в тонкой литературной составляющей ленты, в первую очередь, психологический портрет юной Брайони — тринадцатилетней девочки, которая, испугавшись ухажера своей сестры, воссоздает у себя в голове ложное о нем представление. Богатое воображение девочки обращается своеобразной ложью во спасение. Клевета для нее — способ защиты, с помощью которого юная максималистка пытается уберечь и себя, и сестру. Брайони обвиняет парня в преступлении, которое он не совершал, руша, таким образом, как минимум три жизни. Девочка, придумавшая альтернативную версию невзначай случившегося нападения, сама начинает верить в свою фантазию и Райт, тонко чувствующий характер выдумщицы, заставляет зрителя поверить в то, что столь полемичное поведение является не аналогом подлости, а лишь обратной стороной творческого склада ума.

Акценты расставлены на бессмысленной жестокости войны, в которой причудливые уловки с временным пространством перестают соответствовать логике событий

К сожалению, «Искупление», как интересная и многообещающая драма взросления, замешанная на поисках истины, не слишком вежливо, но очень аккуратно заканчивается на первом часе, остальное время оставив на то, чтобы воссоздать на экране безупречно поставленные стенания и мытарства, вырванных из контекста персонажей. История, призванная показать реакцию беспорядка в голове одаренного ребенка на окружающую реальность полную фальши, ловко сменяется искренне заунывными событиями, происходящими с героем МакЭвоя, который бродит в сумрачных декорациях разрушенной немцами Франции.

Скромное «Искупление» разражается уймой стойких ассоциаций от «Долгой помолвки» Жене до «Английского пациента» Мингеллы, впрочем, Райт акцентирует свое рассеянное внимание не на тонкостях образов, а исключительно на бессмысленной жестокости войны, в которой причудливые уловки с временным пространством перестают соответствовать логике событий. Хорошие актеры в лицах МакЭвоя и Найтли оказываются загнанными в угол инерцией кинопроизводства и нереализованной попыткой громоздкого фильма найти убедительную связь между судьбами характеров, идеями и историческими событиями, а заключительный акт, демонстрирующий всегда изящную Ванессу Редгрейв, как пожилую Брайони, и вовсе возмущает. Вместо того чтобы согнуться под тяжестью своего вечного греха, она тихо мирно размышляет в телевизионном интервью, относительно значения ее поисков прощения, наивно полагая, что ее искусство и есть безоговорочный метод искупления.

Порой кажется, что Райт делает слишком много дабы угодить каждому. Театральное, интеллигентное, услужливое, но на удивление старомодное «Искупление» всеми силами пытается понравиться зрителю и это выдает в постановщике явную неуверенность в собственных силах. Странно, но фильм, претендующий скрупулезно вызывать в зрителе ряд эмоций, оказался холодным и значительно отстраненным. Он производит впечатление искусственной демонстрации технических приемов, в которых максимально обезличенные герои совершают механистичные поступки. Собственно, для картин фестивальных гонок за главным призом — это уже плачевная традиция, нежели совпадение.


в блог | подписаться на rss 

читать также: все новости о фильме Искупление

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru

© COPYRIGHT 2000-2009 Настоящее кино - Главная Киноафиша страны ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ | РЕКЛАМА
Издается с 13/03/2000 :: Перепечатка материалов без уведомления и разрешения редакции возможна только при активной гиперссылке на www.FilmZ.ru
Координатор проекта Themes.ru, главный редактор on-line журнала Настоящее КИНО Александр С. Голубчиков
программирование Александр Десятник, Юрий Римский :: хостинг предоставлен провайдером Qwarta.ru
Журнал "про Настоящее кино" зарегистрирован Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство ПИ № 77-18412 от 27 сентября 2004 года.