Детдомовцы Колька и Витек с младых ногтей мечтали о поездке в далекую и загадочную Монтану. Но время шло, они стали жить в другой стране, и надо было зарабатывать деньги. Деньги зарабатывались банальным рэкетом и грабежом. На одном из дел Николай благородно подставился ради Виктора. Отсидев свое, многое поняв и переосмыслив, он возвращается в Москву, где Виктор строит серьезный бизнес, лишь изредка прибегая к методам бандитских 90-х. После теплой встречи друзей, Николай отправляется в США, где должен выполнить личную просьбу Виктора...«Реквием по мечте»
Авторы «Монтаны», у которых уже традиционно ни любви, ни жалости к зрителю, продолжают форменное издевательство в безумных и архаичных традициях «нового русского кино». Сценарий к фильму написал знаменитый беллетрист Эдуард Тополь, но в титрах он указан как «Э. Т. Возмущен», что указывает на его несогласие с конечным результатом. «Монтана», как кино — зрелище действительно удручающее, и теглайн в данном случае, можно написать совсем просто и заслуженно. Например, «Ни формы, ни содержания, ни внятного финала», что будет соответствовать истине на все сто процентов.
В случае со скандальными «Сволочами» Атанесяна, когда дети гибли за свою страну, режиссер, чье мастерство поставить целостную картину полемично, во всяком случае, хотя бы пытался эпатировать зрителя путем провокационных ноток сценария. В «Монтане», где уже страна гибнет за своих детей, по большому счету не происходит ничего. Унылая сентиментальщина, разыгрываемая между Николаем, американкой Лесли и ее маленьким сыном быстро утомляет, а постоянное ожидание чего-то экстраординарного до самого финала так и не оправдает зрительские надежды. Фильм, несмотря на свое рекордное количество произношения слова «Россия» в разных вариациях, по большому счету, никак не о нашей стране. Скорее всего, о ее современном восприятии иностранцами, у которых ассоциации с Горбачевым, классическими шапками-ушанками и белыми медведями уже второстепенны. Стереотипы сменяются новыми — российскими криминальными авторитетами, внедряющими свои неологизмы по все стороны океана.
Для мелодрамы в «Монтане» превалирует слишком значимая доля криминальной эстетики, для боевика картине решительно не хватает экшна | |
Картина целиком и полностью держится на Тактарове, чья фильмография насчитывает свыше двадцати американских лент, в которых он самобытно играет второстепенных типажных бандитов. Бравый русский молодец и наемный убийца в одном лице, скрываясь в США от соотечественников, пытается воплотить в жизнь американскую мечту, в то время как патриотические шутки, дозировано исходящие из его уст, с подозрительной наглостью ссылаются на афористические заслуги персонажа балабановского «Брата». Актер, создав образ обаятельного сентименталиста, демонстрирует загадочную русскую душу и, наверное, Тактарова за подобный колорит в нашей стране можно смело ставить на должность губернатора какой-нибудь области. Благо, живых и мертвых прецедентов в мире было предостаточно.
Александр Атанесян, изначально пытаясь сделать терапевтическое в своем напыщенном славянофильстве кино, несколько раз наступает на собственные грабли. Совершенно непонятно, на какую целевую аудиторию рассчитывал режиссер. Для мелодрамы, в «Монтане» превалирует слишком значимая доля криминальной эстетики, где внешний антураж куда важнее осмысленных диалогов, способных донести психологическую и моральную составляющую зрителю. Для боевика категории «Б», способного увлечь и растрогать подростков с периферии и постоянных слушателей радио «Шансон», картине решительно не хватает банального экшна.
У Евгения Гришковца в пьесе «Как я съел собаку» есть отличный монолог, где автор рассуждает о виде из окна движущегося на Владивосток поезда: «…не очень густо растущие березы, такие равномерно расставленные бело-черные деревья, везде. Ну, в общем, тот пейзаж, глядя на который русский человек обязан сказать: "Боже… какая красота!"». Монолог этот, по сути, наиболее близок к восприятию «Монтаны», в которой отечественные прокатчики неожиданно разглядели Кино. К сожалению, кто-то увидит и душевность со всеми ее составляющими. Впрочем, фильм для многих окажется не просто вторичным произведением, но и довольно аргументированным объяснением инцидента, случившегося на церемонии вручения кинонаград от MTV, когда разгневанный Владимир Меньшов, злостно потоптавшись на конвертике с именем победителя, наотрез отказался вручать премию «Сволочам».
// Настоящее кино