1957 год, разгар холодной войны. Советские солдаты, возглавляемые агентом Спалько, похищают Мэрион Рэйвенвуд — давнюю возлюбленную Индианы Джонса, ставя профессора перед выбором: бездействие и смерть Мэрион или помощь советской разведке в поисках легендарного Хрустального черепа в обмен на свободу женщины.«Возвращение»
Пам-парам-пам пам-па-пам, пам-парам-пам па-парам-пам-пам. Подумать только, он вернулся! Нестареющий сукин сын, и в давно не подростковые шестьдесят пять готовый сунуть голову в пасть льву, если это приблизит его к очередной археологической реликвии. Хотели бы мы сказать, что камбэками нас не удивить, да только Индиана Джонс не оставил от наших убеждений камня на камне. Хочется кричать, прыгать по спинкам кресел и щедро осыпать окружающих поп-корном: это же профессор Генри-младший, дамы и господа!
Собственно, вплоть до просмотра единственным опасением оставалась пресловутая атмосфера «Индианы», вполне в картине присутствующая — судя по роликам. Как она воспримется в зрелом-то возрасте да на большом экране? Это же вам не в тринадцать лет переводы Гаврилова слушать.
К превеликому удовольствию, все сомнения оказались напрасными. Киноманский оргазм накатил задолго до первых аккордов «Марша искателей», и даже не на вступительных титрах, как две капли воды похожих на открытие «Последнего крестового похода» (закономерного расшаркивания с классической трилогией здесь вообще с избытком, причем сделано оно не всегда в лоб, а иногда с такой стариковской хитринкой — мол, а вспомните, почему так, а не этак?), а едва гора Парамаунт преобразовалась в высушенную ветром кучку чего-то суслячьего. Тут, кстати, сразу хочется иметь под рукой Стивена Спилберга, чтобы спросить — как же так, обещал же обойтись без компьютеров!
Впрочем, обращать внимание на такие мелочи перестаешь практически сразу. Заданный в буквальном смысле слова взрывным прологом темп не отпускает до самой развязки, бессердечно не позволяя элементарно перевести дух между наслаивающимися одна на другую погонями. Индиана как-то с первого фильма стал эталоном изобретательного экшна, и представьте себе, даже спустя девятнадцать лет и десяток появившихся на свет подражаний уверенно держит марку. Если уж трюк, то такой, что его годами будут повторять да пародировать, а аудитория восхищенно выдыхать, рефлекторно задержав дыхание.
Спилберг, нужно заметить, свернул в опасную колею: когда к собственному квадриквелу то же «Смертельное оружие» обзавелось семью центральными персонажами, включая неизбежное зло — молодого помощника — выглядело это не так легко и изящно, как первое обтяпанное Риггсом и Мерто дело. Само собой, задолго до премьеры заспойлеренный персонаж Шайи ЛаБафа, заочно воспринимался не то, чтобы в штыки, но с известной долей неудовольствия. Ну какой, к черту, напарник у Индианы Джонса? Нет, ему можно припомнить Коротышку Раунда из «Храма судьбы», но он-то был комедийным сайдкиком, а нынешнему Псу Уильямсу (так по фильму зовут Шайю) приписывалась функция индиано-заменителя.
Фильму, однако, удалось изящно избежать осечки. Мало того, что Пес оказался вылитой копией Марти МакФлая (viva 50-е!), лихо выполняющим любые трюки, так в те самые моменты, когда на горизонте начинает маячить клише или драматургическая пошлость, картина ведет себя самым непредсказуемым образом и иронично разряжает обстановку. Ну, что-то вроде сюжетных кульбитов «Поцелуя навылет», если желаете.
А что же мы ничего не говорим про корень зла, думаете вы? Это ж видано — центральными злодеями выставить наших соотечественников. Давайте же бойкотировать кинотеатры и писать гневные петиции прокатчику!
Если вы и впрямь так считаете, немедленно проверьтесь у доктора. Кого вы ожидали увидеть в антагонистах, если действие разворачивается в эпоху маккартизма? Прячущихся в Перу фашистских преступников или упавших с неба зеленых человечков? Полно вам, Красная Угроза такой же собирательный образ, как сицилийская мафия. Не думаете же вы, что вся Италия игнорирует голливудский криминальный жанр? Разве можно всерьез обижаться на великолепную Кейт Бланшетт (честное слово, лучшую злодейку сериала), с очаровательным акцентом командующую «Походьте!» вполне себе русскому Игорю Жижикину и несущую очаровательный бред про товарища Сталина?
Оскорбитесь лучше на Джорджа Лукаса, давшего ход сюжету, финал которого проигрывает трем предшественникам. Нет-нет, он неплох и более чем зрелищен, просто сильно выбивается из общего контекста и выглядит уж слишком игрушечно. Видимо, из-за него и рапортовали из Канн, называя фильм «не необходимым продолжением». Но чего уж греха таить, даже с такой концовкой «Индиана Джонс» дает фору многим современным авантюрам, а удовольствие от лицезрения любимого героя на экране сопоставимо только с экстазом от грохочущей из колонок мелодии:
Пам-парам-пам пам-па-пам, пам-парам-пам па-парам-пам-пам!
// Настоящее кино