Для тех, кто смертельно устал от урбанистического пейзажа за окнами или полжизни мечтал посмотреть как 56-летний техасец Томми Ли Джонс лазает по мосту, ползает по мокрому лесу и плавает в горной реке, фильм Уильяма Фридкина «Загнанный» (The Hunted) - просто подарок.
Со времени, когда будущий агент Кей гонялся по городам Америки за беглецом Харрисоном Фордом в картине Эндрю Дэвиса, прошло уже 10 лет. В новом фильме Уильяма Фридкина Томми Ли гоняется за Бенисио Дель Торо. Смотреть на все это безобразие не хватит ни сил, ни терпения. Спецназовец Аарон Хэллом (Бенисио Дель Торо) после проведения спецоперации в Косово постепенно сходит с ума. Он пишет письма своему военному учителю, который когда-то научил его приемам и способам убийства, прося совета и помощи, но не получает ответа. Мучительные воспоминания о кровавых ужасах войны не дают Хэллому спокойно спать, и в одно прекрасное утро он надевает свой пятнистый камуфляж, берет в руки любимый нож, который сделал специально для него учитель, и отправляется в леса штата Орегон. Несколько профессионально расчлененных трупов охотников на оленей, найденных в окрестностях, вынуждают учителя по имени Эл Ти Бонем, которого играет Томми Ли Джонс, наконец-то вспомнить своего ученика. Начинается охота, разбавленная флэш-бэками с воспоминаниями главных героев.
Я тебя породил, я тебя и убью - такова основная мысль фильма. В качестве эпиграфа к Загнанному создатели взяли цитату из песни Боба Дилана "Highway 61 Revisted", на тему ветхозаветной притчи об Аврааме и его сыне Исааке. В Академии Эл Ти Бонем заменил Хэллому родного отца, которого тот не знал. И теперь, по сути, от Бонема требуется убить собственного сына.
Но, не смотря ни на вечную библейскую тему, ни на созвездие актеров, фильм получился довольно скучным. Пока действие мечется между боевиком, триллером и психологической драмой, теряется самое главное драйв. Если Фридкин хотел рассказать историю Бонема и Хэллома, надо было все-таки сосредоточиться на ком-то одном. Фильм начинается с трагедии Хэллома, его воспоминаний, зритель уже готов ему сопереживать, и вдруг, хлоп, Аарон уже режет бедных охотников. Остальное время в фильме посвящено Эл Ти Бонему, специалисту по подготовке элитного спецназа в отставке. Причем, толком о его жизни ничего не рассказано, что, как и почему. Известно только, что учил молодых бойцов, в числе которых был и Хэллом, о котором учитель хочет поскорее забыть. Далее идет набор открыток: Томми Ли Джонс-Бонем на фоне лесной чащи в разных позах. Вот он нюхает следы на траве, вот осматривает сломанную ветку, вот идет в водопад, лезет в пещеру. И все это о-о-очень долго и нудно! Короче, для боевика мало откровенного действа и саспенса, а для триллера не хватает крепкой психологии. Однако, режиссер уже подумывает о продолжении, где главным героем станет Эл Ти Бонем, в исполнении все того же Джонса. Ну, Бог помощь!
Уильям Фридкин начинал как документалист, что, к сожалению, вполне проявилось в его последнем творении. «Загнанный» перегружен ненужными деталями и длинными панорамами, а-ля зарисовка местности. Единственное, что немного оживляет фильм драки на ножах. Со времени поединка со Стивеном Сигалом в «Захвате», Томми Ли не растерял былой расторопности. В «Загнанном» использована древнейшая филиппинская техника владения ножом, которой актеры обучались по пять дней в неделю, и, надо признать, выглядит бой в фильме весьма натурально. Настолько, что во время одной из таких сцен оскароносец Бенисио Дель Торо угодил в больницу, серьезно повредив запястье. Съемки были приостановлены аж на семь месяцев. С Томми Ли Джонсом ничего столь драматического, слава богу, не случилось. Кроме того, что, по его словам, он теперь знает об искусстве владения ножом намного больше, чем хотел бы. В отличие от героя Дель Торо, не расстающегося с холодным оружием, постаревший и отпустивший бороду Джонс на протяжении почти всего фильма вооружен лишь хорошей физической формой и обаянием. Но к финалу и он выдыхается. Как, впрочем, и сам фильм, которой явно, ничего не принесет в актерскую копилку Томми Ли. В памяти любящих кино потомков он все равно останется, в первую очередь, вальяжным и таинственным агентом Кеем. Не самая драматическая, увы, роль, но зато сколько в ней Харизмы!
// Настоящее кино